Главная » Сумма технологий »

Учебники против монстров: как технологии меняют образование в пандемию

Учебники против монстров: как технологии меняют образование в пандемию

VR-технологии обычно ассоциируются с развлечениями – геймингом или фильмами. Но в последнее время популярный тренд виртуальной и дополненной реальности вошел в число «сквозных» и теперь используется в самых разных сферах: маркетинге, строительстве, промышленной безопасности и даже образовании. Педагоги осознали, что необходимо осваивать новые формы, методики и инструменты обучения. Особенно в период дистанта. И вот уже VR-технологии помогают получать знания, а не бороться с монстрами. Мы решили рассмотреть несколько особенно интересных примеров использования технологий виртуальной реальности в сфере образования.

Группа аналитиков компании ABI Research заявляет, что уже к 2022 году мировой VR-рынок вырастет до 5-6 миллиардов долларов США. И это, по мнению экспертов, только начало. Постепенно технологичные проекты с дополненной и виртуальной реальностью по сумме инвестиций могут догнать или даже обойти разработки для бизнеса и корпоративного обучения.

К самым интересным примерам использования VR в сфере образования, можно отнести исследование 2018 года, где студенты-антропологи из Кембриджа и ученики класса из Восточного Китая изучали символы, нарисованные вдоль гробницы на плато Гиза. Ничего необычного. Вот только две группы были в совершенно разных частях света и ни одного человека – непосредственно в Африке. Это стало возможным благодаря VR-программе rumii, разработанной компанией Doghead. В ней был создан виртуальный класс и загружены трехмерные модели исследуемых объектов. А студенты управляли своими виртуальными аватарами, будучи за тысячи километров от реального места исследования.

В России внедрение новых технологий в сферу образования рассматривается сразу в нескольких общенациональных программах: национальные проекты «Образование» и «Цифровая экономика», программы «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда». Такой интерес вполне обоснован. Цифровизация образования позволит упростить подачу сложного материала, а также убрать границы между учителями и студентами. Например, преподаватель сможет читать студентам курс лекций в аудитории в Москве, но его одновременно могут прослушивать и включать в свои индивидуальные учебные планы студенты в Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде. И, наоборот, студенты в Москве смогут присутствовать на занятиях преподавателей региональных кампусов.

 

VR в Вышке

Именно так и происходит в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», где МТС впервые в России запустила проект по организации онлайн-трансляций из учебных аудиторий, в том числе в VR-формате. Студенты ВШЭ могут проходить обучение по онлайн-трансляциям лекций в обычном формате и впервые в России — в формате дополненной реальности. Такая возможность предоставлена в Москве в шести лекториях, оборудованных панорамными видеокамерами с охватом в 360 градусов и видеокамерой с функцией автослежения за перемещением преподавателя по аудитории.

Видео-конференц-связь с применением технологий сферического видео и виртуальной реальности обеспечивает эффект присутствия и облегчает восприятие материала. На специально созданном портале студенты могут видеть на одном экране одновременно преподавателя и его презентационные материалы или учебную доску. В случае использования VR-очков перемещаться по картинке можно просто поворачивая голову, поскольку трансляция поддерживает стандарт видео 4К 360 градусов. Любую лекцию можно прослушать в записи в течение года.

«Для того, чтобы дать студентам больше свободы в выборе формата и программы обучения, мы оборудовали более 150 аудиторий по всей Вышке для проведения занятий с подключением зрителей онлайн. Шесть из них — в кампусе на Покровском бульваре — оснащены для трансляций в формате VR 360. Это позволяет нам реализовать амбициозный проект «Межкампусный курс», — отметил старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ Алексей Чукарин.

«МТС активно использует технологии виртуальной реальности в тех областях, где необходим элемент присутствия. Так, например, более года назад мы запустили сервис онлайн-трансляций концертов популярных артистов. В период самоизоляции трансляции посмотрели более 50 миллионов зрителей в России и за рубежом, ­­­­­­­— отмечает директор филиала МТС в Башкирии Егор Фисюк. — В образовательном сегменте внедрение технологий приведет к повышению эффективности обучения, обеспечит непрерывность профессионального развития и сделает его одинаково качественным и доступным даже в удаленных регионах страны».

 

Развлекать нельзя, обучать

Инструменты VR довольно свежие, но уже сейчас понятно, что они способны прекрасно дополнить образование, сделать его более практико-ориентированным, интересным и доступным для всех обучающихся, вне зависимости от расположения или финансового положения учебного заведения. Отдельно стоит отметить геймификацию процесса обучения. Значительную часть информации можно подать в игровой форме. И точно так же закреплять материал, проводить практические занятия и многое другое. Таким образом сухая теория становится наглядной, понятной и намного более интересной, а это может увеличить эффективность освоения материала.

Если подытожить вышеприведенные примеры, то основными преимуществами внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности ученые называют наглядность, реалистичность и практико-ориентированность. И именно эти особенности технологии уже сегодня способны закрыть в современном образовании масштабный пласт пробелов.