Главная » Спецпроекты »

Сила больших данных: как Big Data развивает «умные города» и помогает башкирскому бизнесу

Сила больших данных: как Big Data развивает «умные города» и помогает башкирскому бизнесу

Еще несколько лет назад даже крупный бизнес не понимал, какие задачи могут закрывать большие данные. Сегодня же Big Data – это огромная и сильная «машина», способная стать драйвером для роста любого бизнеса и центром для развития умных городов, помогая экономить ресурсы, регулировать транспорт, оптимизировать загруженность дорог и следить за качеством работы коммунальных служб. Аналитика активно используется в самых разных отраслях — от логистики и строительства до аграрного сектора. Разбираемся вместе со специалистами МТС, как Big Data повышает прибыльность бизнеса и помогает развивать мегаполис, управляя его экосистемой, транспортом и даже безопасностью.

 

Что такое большие данные?
Big Data или являющиеся дословным переводом с английского «большие данные» — ровно то, чем они кажутся. Да, это просто много информации, полученной на основе обезличенных данных, а также инструменты, подходы и методы её обработки. Вот, скажем, вы, владея несколькими небольшими кофейнями, в течение года записывали информацию обо всех клиентах и продажах, времени их совершения. Собрав и проанализировав данные, вы сможете узнать, когда чаще всего покупают латте, а когда капучино, какой кофе предпочитают люди в черных кожаных куртках и многое другое. Все собранные данные, конечно, не дадут гарантии, что именно так все и будет происходить в дальнейшем, но ответят на вопрос, как скорее всего будут развиваться события. И чем больше данных вы соберете, тем точнее будет прогноз.

 

Big Data для бизнеса: современные инструменты для новых свершений
 Объем получаемой информации в нашем мире постоянно увеличивается. Благодаря анализу этих данных можно прогнозировать поведение целых групп людей, их предпочтения и привычки. Вернёмся к нашей кофейне. Собрав и проанализировав информацию о покупках, вы сможете узнать, когда у прилавка выстраивается очередь, а когда кофейня пустует. Тогда у вас будет возможность скорректировать рабочие графики сотрудников. Собирая и, главное, анализируя статистику вы также можете выявлять ходовые товары, товары, которые разбирают только в определенный сезон. Так вы оптимизируете закупки и список поставщиков.

Аналитики МТС заметили, что башкирские компании больше всего внедряют анализ Big Data в таких сферах, как ритейл, нефтегаз, производство и строительство. Так, продукт может быть использован компаниями (в том числе из сферы малого и среднего бизнеса) для проведения бизнес- и финансовой аналитики, целевого маркетинга, таргетирования рекламы, анализа и персонализации контента, а также сбора и обработки открытых данных.

 

Маркетинг на автопилоте
Появление виртуальных маркетологов – сервисов, которые позволяют самостоятельно настраивать и запускать рекламные кампании – может значительно сократить расходы, а также увеличить прибыль компании. Такие сервисы тоже задействуют технологии Big Data — для того чтобы формировать нужные целевые аудитории. В Скандинавии, например, по такому принципу работает платформа Upsales. Пример такого сервиса в России — МТС Маркетолог, в котором можно самостоятельно запускать рекламу как в классических, так и в digital-каналах. Специалисты МТС говорят, что сервис пользуется спросом у башкирских ретейлеров и строительных компаний. Это объясняется тем, что, зная свою аудиторию, можно не распылять усилия и бюджет на тех, кто вряд ли станет вашим покупателем. Или, к примеру, предлагать скидки лишь тем людям, которые действительно могут пополнить ряды постоянных клиентов.

 

Big Data на службе крупных городов
В последнее время всё вокруг становится умным: часы, кофеварки и целые города. Современный «умный город» — это комплексное решение. ЖКХ, транспорт, дороги, безопасность и даже экология. Помимо датчиков контроля за ресурсами, в таком городе работают и умная парковка, и умное видеонаблюдение, и экомониторинг, и умные мусорки. Если умная видеокамера заметит подозрительного человека у подъезда, который фигурирует в базах правоохранительных органов как потенциально опасный, то система автоматически вызывает полицию. Система экомониторинга подаст жителям сигнал, если в воздухе будет превышена норма концентрации вредных веществ. Умные мусорки сигнализируют о наполнении контейнеров и позволяют оптимизировать затраты на реализацию.

МТС способен создать полную инфраструктуру для «умного города». Стратегия компании направлена на повышение уровня жизни населения с помощью современных digital-решений. При этом, опыт реализации таких проектов показывает, что наиболее актуальны два направления цифровизации — геоаналитика на основе Big Data и цифровизация ЖКХ. Так, в Уфе реализована геоаналитика для городского предприятия, благодаря которому удалось целенаправленно и точно спланировать застройку и повысить точность и эффективность проделанных работ для того, чтобы избежать транспортного коллапса. В сфере ЖКХ востребованы умные счетчики, решения по повышению энергоэффективности, цифровой водоканал и другие решения для поставщиков ресурсов, контроль подстанций и ЛЭП.

С помощью обезличенной аналитики можно также отслеживать и анализировать различные сценарии процессов, происходящих в столице Башкирии. Так, по модели можно будет отследить миграцию населения и даже оценить туристическую привлекательность республики и его туристический потенциал. Система позволяет получать информацию о численности туристов, прибывающих в Башкортостан, их распределении внутри региона, продолжительности и основных точках пребывания. Наличие таких данных позволяет с большей точностью направить средства и силы министерства на развитие туризма, определить места строительства и развития популярных туристических мест внутри региона.

Как видно из примеров, спектр решений для цифровизации бизнеса и городов крайне широк, и выгоды от их внедрения очевидны.

17 июля 2020