От руководителей нашей Республики редко можно услышать плохие новости о состоянии бюджета. Но в последнее время чиновники стали откровеннее.
То Андрей Геннадьевич скажет о том, что доходы бюджета в этом году упали на 17 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
То министр финансов начнет говорит о необходимости секвестрировать затраты на инвестиционные программы и на поддержку реального сектора экономики. При этом, напомню, возможности финансирования за счет наращивание госдолга также имеет ограниченный потенциал.
В том же ключе выходят новости и в федеральной ленте. Вот Мишустин поручил Минфину РФ разработать план спасения регионов из долговой ямы, а вот выяснилось, что дефицит бюджетов регионов находится на рекордных за полтора десятилетия уровнях.
Башкирия, кстати, хотя еще и не превысила болевые пороги по накопленному госдолгу, но вот по отношению дефицита к собственным доходам находится в числе лидеров. Так дефицит по прошлому году был на уровне 48 млрд рублей. Да и в текущем году планировался дефицит бюджета немногим менее 20 процентов собственных доходов. Но судя по тому как начался год, бюджет был сверстан излишне оптимистично.
В условиях, когда надо контрактоваться сейчас, а доходная часть бюджета сокращается в явочном порядке, ближе к концу года если ничего не изменить, могут возникнуть сложности с текущими оплатами по договорам.
Но я хотел поговорить даже не о Башкирии. Башкирия будет лишь примером. На самом деле, 58 из 85 регионов России закончили год с дефицитом. Но с другой стороны, что такое суммарный дефицит региональных в 762 млрд рублей? Кажется, что в масштабах страны – мелочь.
Но для того, чтобы понять глубину проблемы, надо посмотреть цифры глубже. Да, дефицит бюджета, к примеру, Башкирии, в прошлом году был плюс-минус 15 — 20 процентов. Казалось бы можно немного зажать расходы, немного поднять доходы и республика будет самодостаточной…Но проблема в том, что собственные доходы покрывали менее 60 процентов расходов.
А теперь задумайтесь, собственные доходы бюджета – немногим более половины. И львиная часть оставшихся – федеральные трансферты.
При такой зависимости от «Москвы» , можно смело говорить, что (цитирую Конституцию Башкирии) «вся полнота государственной власти», которую может реализовать Республика Башкортостан — иллюзорна. В современном обществе нет власти без денег. И это не только проблема Башкирии. Это справедливо для большинства областей, краев, республик России.
Исходя из озвученных ранее цифр , может показаться, что Башкирия не зарабатывает и «сидит на шее» . А вот это как посмотреть.
В федеральный бюджет с территории Башкортостана поступило, судя по официальным данным в 2019 году (более свежих данных у меня нет) 373 млрд рублей различных доходов. А всего в Республике собрали примерно 600 млрд. руб. То есть, каждые два рубля из трех собранных в нашей Республике рублей ушло в Москву. А обратно вернулось в виде трансфертов всего 50 млрд…
Ну и зачем нужна система, спрашивается, при которой деньги забираются из регионов в Центр, а лишь потом распределяются обратно по регионам? Очевидно, же что такая ситуация лишает регионы мотивации инвестировать в развитие собственной налогооблагаемой базы: сначала вкладываешь свои средства , а потом две трети результата, если его получилось добиться, получает Москва. При этом то, что получаешь обратно, зависит не от того, сколько отдал, а от того насколько ты бедный: чем дела в регионе хуже, чем больше он получает. По сути, такая система не только не мотивирует, а прямо демотивирует собственную активность регионов.
Казалось бы, в настоящей федерации, регионы должны иметь определенную финансовую независимость и только наименее эффективные регионы должны зависеть в своей экономической деятельности от постоянных трансфертов из центра.
Ответ очевиден: финансовая зависимость — один из самых эффективных инструментов гарантии политической лояльности регионов центру…
Впрочем, то, что было актуально двадцать лет назад, кажется сейчас может быть избыточным. И может быть надо говорить о возврате к бюджетному федерализму.
И если вы региональный депутат или чиновник, если вы видите вокруг себя честных коллег – профессионалов и если интересы региона для вас значат больше, чем окрик из Москвы, значит надо вставать и говорить о том, что нынешняя система распределения доходов между центром и регионами перестала соответствовать потребностям политики и прямо противоречит задачам развития экономики регионов.
И несколько лет назад и я бы именно так и сказал.
А вот сейчас не уверен… Каждые несколько месяцев вижу того или очередного губернатора, у которого изымают килограммы денег или коллекции «золотых» .
И в этих условиях я не уверен, что бюджетный федерализм не превратится в бесконтрольную коррупцию. Не знаю..