Знаменитый польский сатирик Станислав Ежи Лец сказал: «Порой легче смотреть в глаза смерти, чем в глаза человеку». Сегодня поговорим о важности зрительного контакта при выступлении.
Эффективный зрительный контакт является одним из главных навыков невербальной коммуникации в инструментарии спикера. К сожалению, даже опытные ораторы не всегда поддерживают значимый зрительный контакт со своими слушателями. Их взгляд скользит по лицам, по головам, не останавливаясь на получателях сообщения. В результате отсутствие зрительного контакта может привести к отчуждению. Зритель может подумать, что оратор не заинтересован, нечестен, говорит надменно и даже неискренне.
Поэтому, прежде чем начать выступление, сначала посмотрите на зрителей с улыбкой. Далее поддерживайте зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи, уделяя по две-три секунды каждому человеку.
Саймон Синек, один из самых популярных ораторов проекта TED, говорит: «Просто скольжение взглядом по головам – ваш главный враг. Пока вы думаете, что смотрите на всех, вы на самом деле отдаляетесь от публики. Проще и эффективнее прямо смотреть на конкретных зрителей. В течение одной фразы сморите на одного человека, потом переводите взгляд на другого зрителя, пока произносите другую фразу. Должно возникнуть ощущение диалога с аудиторией. Вы говорите не перед ними, а с ними».
Не забывайте уделять внимание зонам риска. Как правило, это задние ряды и крайние места слева и справа. У опытных ораторов сектор обзора – от 40° до 45°. Не стесняйтесь передвигаться по площадке, подойдите к правому краю или левому, смотрите и обращайтесь к сидящим в последних рядах. Поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, таким образом, держим в поле внимания группы риска.
Тем более необходимо смотреть зрителям в глаза, если вы хотите убедить их сделать что-то. Это правило сохраняется и в том случае, если вы делаете видео.
Итак, правило публичного выступления и любой коммуникации: «Смотрю на того, кому говорю». Удачи!