Главная » Бизнес-тренер Спецпроекты »

«Государство вкладывает большие деньги в программы профориентации, но решает не ту задачу, которую нужно»: на Business FM Уфа бизнес-тренер Александр Дубовик

«Государство вкладывает большие деньги в программы профориентации, но решает не ту задачу, которую нужно»: на Business FM Уфа бизнес-тренер Александр Дубовик

Как сегодня правильно выбрать профессию? О проблемах профориентации в рамках нового проекта «Бизнес-тренер» на Business FM Уфа рассказывает Александр Дубовик, федеральный эксперт, ведущий тренингов «Основание свободы» и «Инструменты свободы»:

На самом деле, государство сейчас вкладывает большие деньги в профориентационные программы. Но, на мой взгляд, оно решает не совсем ту задачу, которую надо решать. Это связано, в первую очередь, с тем, как сформулирован запрос родителей. У ребенка в 14-16 лет нет этого запроса про профориентацию, он не понимает, с чем вы к нему пристали.
Скорее, здесь еще навязанное желание родителей.
В большинстве своем дети не задают этот вопрос, а профориентация для подростков – это, скорее, запрос родителей. Но у них он выглядит по-другому, они не спрашивают: «Чем мой ребенок мог бы заниматься?», а говорят: «В какой вуз ему поступить?». И это не правильный запрос, потому что здесь сначала нужно разбираться не вузом, а с особенностями этого ребенка, с его врожденными качествами, с теми, в которых он себя может проявить, а в каких никогда себя не проявит, ни при каком образовании.
Вторая проблема, которая возникает с подростками, когда с ними начинаешь заниматься профориентацией – они в принципе не знают, что люди разных рабочих профессий делают на рабочем месте. Причем если дети это не знают, родители также не способны ответить на этот вопрос. Когда мама с пеной у рта доказывает, что ребенка надо отдать в экономический вуз, а ты ее спрашиваешь: «А что будет делать ваш ребенок на рабочем месте, когда этот экономический вуз закончит?». Закончил, и пришел работать экономистом. Из чего физически его работа складывается? И мама «подвисает», потому что кроме слова «экономить» она ничего не может произнести. И так про многие профессии. Ребенок поступает на программиста, он что будет делать?
Программировать.
На самом деле, за словом «программист» стоит куча разных специальностей, с очень разной спецификой, очень разными потребностями разных структур мозга. Это совсем про разные вещи. Но человек поступает на программиста, потому что сейчас можно там найти удаленную работу, на западную фирму, с большой зарплатой в долларах. Поэтому он у меня поступает на программиста.

По крайней мере, они такое где-то видели.
А как тогда понять умным родителям, которые, с одной стороны, хотят, чтобы у ребенка было будущее, а с другой стороны – чтобы он себя действительно реализовал, занимался тем, что он умеет, что ему нравится. Не навязывать свои несбывшиеся мечты, и в тоже время, чтобы он не потерялся в этом всем. Все равно же бывает не ясно, чем ему заниматься и что ему интересно.
Есть врожденные особенности работы мозга. Человек таким родился, живет и умрет, это в нем не поменяется никогда. Есть люди, которые мыслят очень структурно, они мыслят алгоритмами, им нужно точно понимать, что за чем идет. Это будет касаться абсолютно всего. Когда вы даете ему задание, он задаст 105 наводящих вопросов. Вас уже бесит это как руководителя, вы уже говорите: «Отстань, иди делай». А он не может начать делать, пока не получил ответы на все вопросы, пока не выстроил в голове логическую структуру.
А есть люди, которые мыслят очень быстро, мгновенно принимают решение, также переключаются с идеи на идею, никогда ни во что не погружаются. Доверить такому человеку глубокую проработку такого вопроса, где нужно глубокое понимание и знание темы – это бесполезно. Зато они всегда выдадут хороший результат, где нужна широта взглядов, где нужна быстрая смена и принятие решений, не важно идеально или нет.
Некоторые родители говорят: «В какой кружок не отдам, через 2 месяца бросает». Так это же здорово, он пробует. Этот тип деятельности – это не его, ему в нем плохо, он в нем не кайфует. Мы взрослые люди, у нас есть задача – заработать денег, реализовать себя. Поэтому мы готовы потерпеть нелюбимую работу ради этих целей. Часто приходим и говорим: «Здесь хорошая зарплата, я потерплю».
Так большинство работает.
Да, так большинство делает. Но не ребенок. Потерпеть он тоже в этом кружке потерпит. Но если так надо делать, он скажет: «Я больше не хочу».
Значит, нет никакой потребности, обоснования?
Нет обоснования зачем терпеть. Нагрузи нас любой работой, формальной мы с ней справимся, кто-то лучше, кто-то хуже, но тем не менее. Другой вопрос: в каком списке задач мы будем счастливыми, успешными? В каком мы будет ходить на работу, потому что очень хотим сегодня нагрузить свою голову вот этими задачками, которые она мне принесет? А не потому что я должен сегодня потерпеть до отпуска, и там уже точно поехать и оторваться на всю.

28 июня 2021