Главная » Спецпроекты »

Доверяй, но проверяй: как безопасно набирать сотрудников?

Доверяй, но проверяй: как безопасно набирать сотрудников?

Проверка кандидатов при приеме на работу — важнейший этап при заключении трудового договора между работодателем и работником. Проверкой соискателей обычно занимается служба безопасности организации. Прежде всего, она проверяет подлинность всех предъявленных документов и достоверность указанной информации. Но как быть тем компаниям, у которых в штате нет собственных безопасников?

 Устроиться сегодня в большую компанию без всесторонней проверки службой безопасности практически невозможно. У компаний малого и среднего бизнеса Башкортостана не всегда есть ресурсы для всесторонней проверки кандидата, но существует много источников информации и баз данных, с помощью которых можно многое узнать о человеке. Этими источниками пользуются и банки для проверки потенциальных заемщиков. Как обезопасить свою компанию? Эксперты МТС предлагают несколько универсальных советов.

 Проверять сотрудников на определенных должностях

 Конечно, в идеале хорошо бы проверить каждого из кандидатов в сотрудники фирмы.

«Кажется, зачем проверять уборщицу, если у нее нет никакого доступа к важной информации? Но у нее может быть ключ от кабинета директора. Значит, проверять соискателей на такие вакансии необходимо едва ли не так же внимательно, как и коммерческих директоров», – говорит Дмитрий Окунев, руководитель продукта ID Scan МТС – сервиса быстрой проверки соискателей и контрагентов, который был недавно запущен в компании.

Если же ресурсов на тотальную проверку нет, все же стоит проверять тех, кто претендует на должности, связанные с доступом к коммерческой информации, бухгалтерской документации, денежным средствам и другим материальным активам.

Отдельно стоит сказать о проверке кандидатов в руководители и менеджеры отделов продаж. Немало случаев, когда они регистрируют на себя ИП или ООО и начинают работать не на компанию, а на себя. Нужно заранее отсечь подобных «хитрых» подчиненных.

«Пробивать» кандидатов по открытым базам данных

 В интернете существует несколько открытых баз данных, которые созданы различными ведомствами. Благодаря им можно узнать о том, не является ли ваш будущий сотрудник должником или фигурантом судебных дел, все ли у него в порядке с образованием или регистрацией.

К примеру, стоит воспользоваться сервисами Главного управления по вопросам миграции МВД (проверяется действительность паспортов, приглашения на въезд и так далее) при приеме на работу иностранца, базой ФНС – для проверки ИНН будущего сотрудника и информации о его налоговых долгах, базой Рособрнадзора – чтобы убедиться в действительности документа об образовании (с этой же целью можно направить запрос в ВУЗ). У МВД можно узнать, не находится ли человек в розыске, а в ГИБДД – о достоверности его водительских прав.  О невыплаченных задолженностях расскажет база исполнительных производств судебных приставов, а о текущих судебных делах с участием кандидата – база судов и картотека арбитражных дел. В ЕГРЮЛ и ЕГРИП стоит посмотреть, с какими юридическими лицами связан претендент на должность и нет ли у него ограничений на управление бизнесом.

Использовать специальные IT-сервисы для проверки

 Чтобы сэкономить время, можно прибегнуть к специально разработанным для проверки соискателей или контрагентов электронным сервисам. Например, сервис  ID Scan от МТС способен собрать данные из любых – и не только открытых – источников и сформируют отчет. Руководителю достаточно указать ФИО и данные паспорта человека.

При работе с сервисом пользователю достаточно внести минимальную информацию о физлице: ФИО и данные паспорта. После этого система формирует единый отчет о кандидате. Информация для него собирается более чем из 15 источников открытых данных, от бюро кредитных историй до федеральной службы судебных приставов. В отчет попадают и другие данные – сведения о банкротстве, судах, задолженности по налогам, связи с другими юридическими лицами.

«Система сэкономит массу времени и ресурсов, самостоятельно обработав данные из множества баз и сформировав отчет буквально за несколько минут.  Она способна полностью взять на себя функционал проверки будущих сотрудников для небольших организаций», – рассказывает директор МТС в Башкортостане Егор Фисюк.

IT-сервисы по проверке будущих сотрудников или партнеров работают также с Единой системой идентификации и аутентификации и с Бюро кредитных историй.

Такими программными продуктами удобно пользоваться не только при найме сотрудников, но и при проверке действующего персонала. «Прогон» с помощью IT-сервиса заменяет работу безопасников для малых предприятий и значительно экономит время службам безопасности крупных компаний.

Имея на руках электронные отчеты, эйчары и руководители могут принимать решение о трудоустройстве либо о продолжении работы того или иного сотрудника.

Внимательно выбирать «электронных безопасников»

При выборе «цифровой службы безопасности» стоит обращать внимание на известность и компетенции компании-разработчика, удобство использования продукта и умение компании работать с персональными данными.

Перспективы у IT-помощников широкие. По мнению Дмитрия Окунева, такие сервисы на горизонте 5 лет научатся не просто собирать информацию о человеке, но и прогнозировать его действия.

«А через 20 лет, думаю, мы будем жить в эпоху искусственного интеллекта, и предсказывание поведения людей на основе больших данных станет чем-то обыденным. По сути, именно этим и занимается сегодня сотрудник, принимающий решение взять на работу соискателя, – он пытается представить, как будет вести себя новый работник, на основе информации о его прошлом», – рассуждает эксперт.

Будущее не за горами, ну а пока бизнесу стоит протестировать системы ID Scan МТС и подобные им продукты, чтобы быть уверенным в своем персонале – в условиях неопределенности на рынке — это особенно важно.

1 декабря 2022