Главная » Архитектурные решения »

“Велосипеды — это новая туалетная бумага”. Архитектурные решения на Business FM

“Велосипеды — это новая туалетная бумага”. Архитектурные решения на Business FM

“Велосипеды — это новая туалетная бумага” — именно с таким заголовком вышел один из тиражей международного издания Guardian. Сегодня попробуем разобраться — нужны ли нам и городу велосипед и велоинфраструктура сейчас, и останутся ли нужными, когда жизнь вернется в свое обычное повседневное русло.

Велосипедная индустрия почти всего мира отмечает рост интереса к данному виду спорта, точнее, к данному способу передвижения. Магазины сообщают о более чем 30% росте продаж. Пусть это немного напоминает речь Бендера из “Золотого теленка”, но это факт. “Велосипед не роскошь, а средство передвижения!”, “Ударим велосипедом по пробкам, душным маршруткам и бюрократизму”.

 Пока мы еще только привыкаем к мысли о том, что велосипед это не только вариант спортивного досуга, а еще и полноценная альтернатива повседневного транспорта, Европу понесло дальше! Они решили сохранять социальную дистанцию не только сидя по квартирам, но и путем временного расширения выделенных велополос и сужения проезжих частей. Вице-мэр Вены лично помогала с установкой  таких знаков дорожного движения, которые отдают приоритет велосипедам и пешеходам.

 Ассоциация американских проектировщиков совместно с чиновниками по транспорту тоже озаботились ситуацией и выпустили свой список рекомендаций для городов на время самоизоляции. В нем, среди прочих, значатся расширение тротуаров и оборудование дополнительных временных велосипедных полос и, внимание, бесплатный велопрокат. А власти Нью-Йорка вообще оставили открытыми все велосипедные магазины в период карантина, так как уже давно поняли, что город только для машин — это движение в тупик! И поэтому уже к маю будут готовы пешеходные пространства, протяженностью 65 км. Их переделают из автомобильных дорог.

В Германии же, при всей строгости соблюдения режима самоизоляции, разрешены любые виды индивидуальной физической активности на свежем воздухе. Соблюдая социальную дистанцию, в рекомендованные 1,5 м, можно выходить на пробежки, ездить на велосипеде и даже просто гулять. Все веломастерские также остались открытыми. А опыт расширения велополос в Берлине оказался настолько удачным, что его решили масштабировать.

 Мэр же Боготы, Клаудия Лопес, описала езду на велосипеде как “одну из самых гигиенических альтернатив” общественному транспорту, а ведь и правда! Даже опытному велосипедисту будет очень сложно в процессе передвижения нарушить ту самую социальную дистанцию!

Весьма уважаемая ВОЗ, в опубликованной методичке о безопасных способах передвижения в городах в период пандемии COVID-19, также рекомендует обратить особое внимание на велосипед и ходьбу.

И наши, российские, врачи тоже рекомендуют как можно больше дышать свежим воздухом, но пока только путем проветривания помещений. Мне кажется, подчеркну — это лишь мое ощущение, что будь их воля, они настоятельно советовали бы нам как можно чаще не только проветривать, но еще и гулять, бегать, ездить на велосипеде, как это рекомендовано в Англии или Сингапуре.

В то время, как в Европе и США в связи с введением карантинных мер удвоилось количество велосипедистов, мы держим велосипеды под замком, а дачникам разрешаем добираться до своих участков на общественном транспорте (автобус, закрытое пространство, социальная дистанция)!

Уфа уже начала создавать велоинфраструктуру! И уже много сделала! И, если сейчас в администрации озадачатся этим вопросом и разрешат индивидуальные пробежки и передвижение на велосипеде, то город, с точки зрения урбанистики и качественного развития города, вполне может стать когда-нибудь первой среди соседей.

Ведь и момент весьма подходящий, когда закрыты фитнесы, бассейны, велосипед и бег — одни из доступных видов физической активности и заниматься ими захотели бы даже те, кто никогда раньше этого не делал. Сколько бы людей при этом выбрали велосипед, как способ добраться до работы или аптеки? В обычной ситуации город не сел бы на велосипед без готовой инфраструктуры, так как это просто неудобно, а для многих немыслимо. Но, в сегодняшней ситуации все несколько иначе.

Велосипед – это реальная безопасная альтернатива общественному транспорту.  И пусть по окончанию самоизоляции не все сохранят свое желание передвигаться на велосипеде, я думаю, что ряды тех, кто продолжит это существенно пополняться. А властям сейчас нужно только поддержать их. В сложившейся ситуации уфимская велоинфраструктура может самостоятельно сделать шаг в своем развитии, не прося ни копейки у города. А потом еще шаг и еще … Да, это не приведет к глобальному сдвигу, но мы хоть шаг к нему сделаем. Такое ощущение, что без очередного многомиллиардного нацпроекта, мы не поверим в это.

Мы привыкли с ухмылкой косо поглядывать на решения американских и европейских городских властей, когда слышим о том, что они в очередной раз расширили велосипедную или пешеходную сети, о том, что убрали машины с улицы и сделали передвижение по ней удобней и безопасней. Сиюминутной финансовой выгоды в этих решениях нет! Может они тупые?! А может нет? Только они инвестируют, а мы нет!

Александр Ковшов