Главная » Архитектурные решения »

На постсамоизоляционном тротуаре… Архитектурные решения на Business FM

На постсамоизоляционном тротуаре… Архитектурные решения на Business FM

У руководства европейских городов как будто «крыша» едет и они, напропалую расширяют тротуары и велополосы строят. Как-будто у них там идет какой-то нацпроект, связанный с количеством метров тротуара и велодоржек на душу населения. Ан нет. Это все COVID и вопросы безопасности, которые выходят на первый план в городских повестках. Социальная дистанция — это не просто временная мера на период борьбы с вирусом, по мнению многих ученых, это новая реальность.

Так что же нужно для того, чтобы тротуар был удобен, комфортен и безопасен? Что делают мэры «взрослых» городов, помогая ему стать таковым и составить конкуренцию общественному транспорту и автомобилю? Выделим только самое очевидное и простое, не вдаваясь в тонкости и нюансы.

Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о нормальном тротуаре — покрытие. Да, самым простым остается асфальт, но, помимо низкой цены, у него едва ли найдутся другие преимущества. Второй вариант — брусчатка. И тут достоинств уже побольше. Начиная от разнообразия форм и цветов, заканчивая ее способностью, в отличие от асфальта, быстро пропускать сквозь швы воду, не создавая луж на поверхности тротуара.

Второе важное условие для правильного тротуара — его связанность с фасадами зданий. Сейчас объясню,  для этого давайте посмотрим на улицы Москвы, Питера, городов Европы, будь они неладны… тротуар всегда прилегает вплотную к фасаду зданий. Он не отделен полосой абы как посаженного газона, как в наших спальных районах, а проходит прямо вдоль первого этажа.

И отсюда сразу третье условиепервые этажи заняты бизнесом, а не квартирами. Еще в средние века, когда знатные вельможи строили свои палаццо, они обустраивали на первых этажах торговые помещения, за счет прибыли с которых, кстати, и достраивали вторые и третьи этажи.

Далее идет чистота. Вы заметили, что по центру Уфы, я имею в виду улицы Ленина, Коммунистическую, Карла Маркса ходить, в общем-то,  комфортно — там чисто. Во многом, это потому, что на центральных улицах очень мало открытой земли и газонов, которые, чаще всего, настолько жидкие, что просто не способны связать верхний слой грунта. В результате — сухая земля превращается в пыль, а в дождь с таких газонов, расположенных, как правило, выше тротуара, стекает грязь. Я рассказывал про это в передаче “Откуда в городах Российских грязь берется”.

Отсюда, возникает и вопрос озеленения. Наиболее распространенные варианты озеленения городских улиц — те самые газоны, деревья крупномеры (это только в новоиспеченных ЖК можно высаживать молодые саженцы) или кустарники. Если выбирать, то именно последний и оказывается наиболее оптимальным решением. Хороший кустарник, даже зимой с опавшими листьями, выглядит добрее, чем куча грязного снега, с солью и реагентами на бывшем некогда газоне. Ему требуется лишь небольшой кусочек земли, а значит, и грязи будет меньше.

Следующее условие, ставшее наиболее острым и важным в последнее время — это ширина тротуара и социальная дистанция. Сегодня, чтобы прогуляться по городу с друзьями, нам часто приходится становиться в колонну по двое, как в армии. А у них, там в Европе, новые реалии привели к тому, что городские власти в первые же недели, после объявления пандемии, начали срочно расширять тротуары и выделять велодорожки за счет проезжей части. В этом даже сами мэры лично помогали.

Я рассказываю про эти просто правильные тротуары с правильным покрытием, связностью с фасадами, простым озеленением и минимальным благоустройством и, как будто сам не верю в то, что все это возможно. Хотя сам я уже достаточно давно привык к тому, что приезжая в центр Уфы, оставляю машину на платной парковке у Гостиного двора или в Галерее арт, и далее уже иду пешком.

Сегодня власти Уфы активно благоустраивают к юбилеям парки — тот же сквер Журавли, в возрождение которого я уже не верил. С тем же успехом они могут взяться и за тротуар, который будет так необходим нам в постсамоизоляционной реальности. Не верите, что это действительно возможно? Думаете, не дождемся? И не дождемся, если будем и дальше просто сидеть, и даже мечтать бояться!

Александр Ковшов