Главная » Архитектурные решения »

Большинство российских городов делают все, чтобы в них было удобно автомобилистам, а не пешеходам — Архитектурные решения на BUSINESS FM Уфа

Большинство российских городов делают все, чтобы в них было удобно автомобилистам, а не пешеходам — Архитектурные решения на BUSINESS FM Уфа

Мы расширяем дороги, строим развязки, занимаем дорогой огромные городские территории, тем самым сужаем тротуары, попутно вырубая деревья и портим газоны.  Из-за этого  нам становится просто неудобно, а порой и страшно ходить по узким тротуарам и  переходить широкие дороги, стоять в ожидании зеленого сигнала светофора. А сейчас зимой, особенно актуально то, что в приоритете у города уборка дорог, а не тротуаров. Отсюда — еще большее стремление пешехода пересесть на личный автомобиль.

Один мой знакомый сказал, что эпоха стрит-ритейла (т.е. бизнеса на первых этажах зданий) все же уходит, и настало время крупных моллов, торговых центров и т.д. На первый взгляд это кажется удобным: сел в машину, приехал в огромный ТЦ, купил все необходимое, поел и даже набрал продуктов на неделю. Потом сел в машину и отвез себя и все, что купил, домой, минуя безжизненные городские улицы. То, что у нас неудобно быть пешеходом, привело к тому, что значительно снизился и продолжает снижение этот самый стрит-ритейл. Вспомним европейские города, ту же Вену или Прагу,  где любят и чтят пешеходов. Что мы видим на их улицах — бурную жизнь! — первые этажи зданий наполнены коммерцией и бизнесом, это всевозможные магазины, бутики, кафе и т.д. — все то, что востребовано человеком, идущим по улице по своим ежедневным делам пешком, и все, что так любят толпы туристов!

Если немного углубиться в историю, то наш город, в первую очередь – это возведение как можно большего количества жилых квадратных метров (особенно  касаемо Сипайлово и Инорса).  Нужно было обеспечить жильем работников заводов. Тогда было не до коммерции, да и не было ее. Но посмотрите на ту же улицу Гагарина сейчас — жилые квартиры на первых превращаются в коммерческую недвижимость и наполняются бизнесом. Времена уже другие, и у идущих по улице людей часто возникает желание сделать необходимые покупки или просто зайти в кафе, а не смотреть в  окна чужих квартир.

Еще одним важным показателем, я бы даже сказал, маркером,  являются туристы, ведь любой город, в том числе и наш, заинтересован в развитии туризма, так говорят наши руководители. Ну не станет турист знакомиться с городом, проезжая его по дорогам на автомобиле и просто глядя в окно.  Турист хочет гулять, взаимодействовать с городом, его архитектурой, заходить в кафе и сувенирные лавки — чувствовать его атмосферу. Иначе это все похоже на сафари в Африке, когда вас возят на специальной машине по саванне и показывают разных опасных обитателей фауны. Туризм — это деньги, которые гости тратят в городе! Если город неудобный и неинтересный, максимум на что такие туристы потратят свои кровные, так это на бензин или билет, чтобы отправиться в соседний более удобный город.

К чему все это? Сделав город комфортным для пешего передвижения, мы получаем тот самый пешеходный трафик, а отсюда и спрос на расположенный вдоль тротуаров бизнес на первых этажах, который, в свою очередь, принесет в городскую казну деньги в виде налогов. Так что же принесет городу больше пользы  — широкие транзитные  магистрали, припаркованные вдоль тротуаров машины, сокращающие ширину той же проезжей части, или люди, комфортно гуляющие по его улицам?

Александр Ковшов