Главная » Эксперты Business FM »

«Значение Генплана сильно преувеличено»: Ольга Сарапулова, советник главы Башкирии по вопросам развития общественного пространства и городской среды на Business FM Уфа

«Значение Генплана сильно преувеличено»: Ольга Сарапулова, советник главы Башкирии по вопросам развития общественного пространства и городской среды на Business FM Уфа

В Уфе создают новый Генплан развития города до 2040 года. О необходимости пересмотра такой системы градопланирования, а также других инструментах обустройства территорий, в эфире Business FM Уфа Дмитрию Жбанову рассказала Ольга Сарапулова, советник главы Башкирии по вопросам развития общественного пространства и городской среды:

Вы критически высказывались о новом Генплане Уфы. Что вам не понравилось?
Мне кажется, значение Генплана сильно преувеличено, может быть, это будет звучать парадоксально. Само слово «генеральный» производит трансформацию, и тебе кажется, что есть план, который централизованно определит нашу жизнь на долгие годы. Наверное, было бы удобно и комфортно развиваться в рамках какой – то генеральной линии, запроектированной на 40 лет вперед, если бы мы жили в стабильном, одинаковом времени. Раньше так и происходило. Но наше время и последний год наглядно показали, как быстро все меняется в этом мире. Как бы мы не хотели, невозможно спроектировать будущее на 40 лет вперед. Чтобы сформировать Генеральный план, нужно техническое задание и указание того, что ты хочешь. Для этого необходимо быть футурологом, спрогнозировать будущее, при этом заранее понимая, что уже ошибся.
Поэтому сейчас в системе российского градопланирования идет серьезное переосмысление существующих инструментов. Конечно, Генеральный план требуется по законодательству, он должен быть, ключевые вехи этот документ фиксирует. Но придавать значение и думать, что, когда он появится, жизнь станет нормальной, либо мы наконец – то поймем, куда движемся – это немного ложная подмена понятий, потому что этого не произойдет. Генеральный план – это как нормативно – правовой акт, который существует, но не нужно преувеличивать его роль.
Тогда что нужно, если не Генплан?
Как я уже сказала, в российской повестке сейчас идет переосмысление. Разрабатывают мастер – планы. Выделяют приоритетные территории: допустим, эту мы просто содержим, без интенсивного развития, а вот на этих мы ближайшие 5 лет будем концентрировать все усилия. Для вторых составляют мастер – план с учетом мнения всех стейкхолдеров на этой территории, что не позволяет делать Генплан за его рамками. Как сейчас развивают промышленные зоны? Собирают исходные данные предприятий, запрашивают какие – то гипотетические программы развития, необходимые для роста. И все это вот так укладывается. При разработке же мастер – плана, условно для развития Северной или Лихачевской промышленных зон в Уфе, нужно «глубоко» говорить с организациями. Это происходит потому, что многие предприятия становятся более технологически совершенными. С ними нужно предметно обсуждать, что там будет происходить.

Не могу не спросить про актуальный вопрос касаемо Генплана. Как решать проблему перегруженности дорог в Уфе?
Развитием общественного транспорта, тут все просто.
Высказывают разные мнения: нет дорог, мостов.
Исторически так сложилось, что наши города проектировались с очень большой сеткой кварталов, в виде мегамикрорайонов, с редкой частотой улиц и дорог. Сейчас площадь всего дорожного полотна от площади города составляет 1-2%. Для того, чтобы он «ехал» и транспортные потоки не сводились в узкие места, в бутылочное горлышко, нужно больше вариантов объездов. Ремонтируют у нас развязку на Заки Валиди, есть 15 вариантов объезда и на транспортную систему это, в целом, не влияет. Поэтому только за счет развития общественного транспорта мы можем разгружать города. До этого не было даже системных рычагов, которыми можно было бы воспользоваться и системно подойти к проблеме, потому, что она многокомпонентная.
Когда это все будут реализовывать? Есть какие – то проекты по общественному транспорту?
В Уфе много проектов обсуждали: городская электричка, трамвай, и сейчас многие рассматривают. Но мы заложники федеральной поддержки. К сожалению, город сейчас не может тратить свои доходы на общественный транспорт. Но федеральная поддержка и нацпроекты меняются. Надеюсь, что мы сможем встроиться туда и получить государственную помощь для общественного транспорта.

1 апреля 2021