Главная » Эксперты Business FM »

Ориентация на экспорт: какие направления могут быть интересны малому и среднему бизнесу?

Ориентация на экспорт: какие направления могут быть интересны малому и среднему бизнесу?

В условиях снижения продаж вопрос внешнеэкономической деятельности становится актуальным. С 25 по 26 февраля в институте социально-экономических исследований УНЦ РАН пройдет семинар под названием «Основы международной торговли и деятельности ВТО». В преддверии семинара главный научный сотрудник сектора «Экономическая безопасность» института социально-экономических исследований уфимского научного центра РАН, доктор экономических наук Гузель Биглова ответила на вопросы Наталье Потаповой.

Расскажите об экспортном потенциале республики. Какие направления можно рассматривать с точки зрения развития малого и среднего бизнеса в регионе?

В Башкирии традиционно складывается благоприятная структура экспорта. Из года в год мы получаем достаточно серьезную выручку в бюджет. По данным Росстата, в 2014 году по экспорту первое место занимала продукция топливно-энергетического комплекса. На втором месте расположился экспорт машин, оборудования и транспортных средств. Третье место – это продукты химической промышленности, четвертое – экспорт металлов и изделий из них. Пятое место – древесина и целлюлозно-бумажные изделия, шестое – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Поскольку на пятом и шестом местах располагаются те виды продуктов, которые ресурсно обеспечены достаточно богато в республике, малому и среднему бизнесу стоило бы обратить внимание на эти виды деятельности. Все, конечно, хотят получать очень высокую норму прибыли при экспорте и ориентироваться на топливно-энергетический комплекс, но и в других направлениях тоже можно поработать.

Учитывая нынешнее положение вещей. На каких странах нужно делать акцент малому и среднему бизнесу, как вы считаете?

Безусловно, надо рассматривать страны, с которыми у нас еще остались возможности для сотрудничества, и производства, имеющие ресурсное обеспечение. Традиционно мы реализуем топливно-минеральные – нефть, продукты перегонки. Здесь у малого и среднего бизнеса возможности ограничены – они не могут самостоятельно выбирать страны. А вот по остальным наименованиям в сфере своей деятельности, например, древесине, почему бы и нет. Они должны выбирать те страны, с которыми у нас сегодня сохраняются дружеские, партнерские отношения. В приоритете – страны ШОС и БРИКС, поскольку заключены соглашения о сотрудничестве, выгодные условия, благоприятный моральный климат по взаимодействию с этими государствами.

Есть ли сегодня успехи во внешнеэкономической деятельности, в том числе, в сравнении с другими регионами?

Мы в сложных условиях находимся не только из-за геополитических факторов. Сегодня все большее влияние имеют темпы развития цифровых технологий, поэтому важно, как мы готовимся, каков наш потенциал вступить с ними в единый тренд развития, насколько мы готовы экспортировать технологии и услуги технического характера. Здесь с 2005 года у нас наблюдается существенная динамика. К примеру, в 2005 году в Башкирии не было ни одного соглашения – ни по экспорту, ни по импорту технологий и услуг технического характера. Тогда как в ПФО в тот момент лидировала Нижегородская область, имея 92 соглашения по экспорту и получив свыше 14 млн долларов. В 2014 году картина серьезно поменялась. В республике по экспорту технологий имелось уже 29 соглашений, по которым выручка составила 143 млн долларов. Башкирия по экспорту и импорту технологий на фоне среднестатистических значений расположилась на ведущих позициях.

20 февраля 2016