Массовая гибель пчел в 7 районах республики, основные меры для развития пчеловодства, и ориентировочная сумма средств для создания племенных пасек. Эти темы на полях фестиваля «Иштуган», Дмитрий Жбанов обсудил с директором национального парка «Башкирия» Владимиром Кузнецовым:
Касательно недавней информации о массовой гибели пчел
Это огромная проблема для пчеловодов, это несогласованность как аграриев, так и различных контрольно-надзорных органов. Мы следим за ситуацией, смотрим, какие нужно принять меры, чтобы это не повторилось на прилегающих к нам территориях. Ситуация достаточно печальная
Вы ощутили её на себе?
Для нас, наших пасек и партнеров негативных последствий не было, но для пчеловодства в целом, это серьезный урон, в том числе и имиджевый.
Там ведь были проблемы с пестицидами?
По имеющейся информации, аграрии стали применять новые препараты, которые не просто убивают насекомых, а приманивают их наличием сахара. Растения покрывали сладкой оболочкой и пчелы, которые бы никогда не полетели на пшеницу, летят туда и гибнут.
Что насчет проблемы засилья южной породы пчел?
Да, это есть в тех районах, где у нас бортевая пчела. Пока умеренное воздействие. Проблема в том, что люди хотят заниматься пчеловодством, но мы не можем им предоставить качественный племенной материал местных пчел, это не развито.
Почему так?
Нужны люди с горящими глазами, нужна поддержка государства.
Пока отрасль финансово не привлекательна?
Нет, она привлекательна, но в местных условиях у нас нет ни людей, ни умов, ни финансов, чтобы в промышленных масштабах производить среднерусскую пчелу.
Мало специалистов?
Да
С чем это связано? Не учат?
Может быть. Нам нужна здесь государственная воля.
Но ведь Башкирия позиционирует себя как медовый край
Позиционирование и финансирование – это разные вещи.
Какой объем средств необходим для создания племенных пасек?
Я думаю, что порядка 200-300 млн рублей. Еще, конечно, нужны специалисты: генетики, биологи. Я думаю, что этого будет достаточно для того, чтобы обеспечить пчеловодов племенным материалом.
Обращались уже за такой помощью?
Да, никто не отказывает, но никто и не помогает (смеется)
Почему так? Возможно стоит обратиться к высшему руководству?
Я надеюсь, что вот эти негативные последствия, массовая гибель пчел, приведут к тому, что Минсельхоз и руководство республики поставят эту проблему во главу угла. Башкирия у всех ассоциируется только с медом. Нам в 2021 году проводить «Апимондию». Как мы будем нашим гостям, партнерам рассказывать про то, что мы пчеловодный край, а у нас даже нет хорошего племенного материла, нет хороших промышленных пасек. Конечно, какие-то меры принимаются, но этого недостаточно для того, чтобы заинтересовать местных жителей.
Осталось всего 2 года до «Апимондии», как за такой срок что-то исправить?
Будем надеяться, что все получится, пчелы быстро размножаются (смеется).
Напомним, до 2031 года республика планирует направить на развитие пчеловодства более 1 млрд рублей. Как отмечал директор башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии Амир Ишемгулов, большая часть из указанного миллиарда — это внебюджетные средства. Республика в ближайшие три года направит только 60 млн.