Главная » Тема дня »

Торговые сети лояльны к местным производителям. Что же мешает поставить товар на полку?

Торговые сети лояльны к местным производителям. Что же мешает поставить товар на полку?

Крупные торговые сети интересуются местными производителями и готовы к сотрудничеству. Осталось научиться поставлять продукцию в федеральные сети согласно требованиям.

Председатель Башкирской Торговой Ассоциации Виталий Черевков обозначил проблемы, которые мешают дипломантам знака «Продукт Башкортостана» занять полки в супер- и гипермаркетах. Знак объединяет 215 предприятий и 1,7 тысячи наименований, но потребность торговых сетей в тех или иных товарах часто не соответствует предложению. В первую очередь это дефицит отдельных видов продукции в регионе: «В частности, могу обозначить рыбу. Республика себя обеспечивает, производя аквакультуры, на 4-5%, не более. Все остальное завозится. Более того, у нас страдает переработка. Из предприятий, которые  профессионально перерабатывают рыбу, пожалуй, лишь Миякинская рыбная компания. Остальное – мелкие частники, и на сегодня рыбная полка очень бедная. К тому же сложно найти качественную продукцию, которая была бы пригодна для переработки. Мы знаем, какие товары нужны, эта информация доступна производителям и позволяет планировать производство и поставки продукции в течение всего календарного года, то есть у нас есть карта потребностей по всем категориям товаров и по всем месяцам».

Фактически Башкирская Торговая Ассоциация дает участникам программы «Продукт Башкортостана» готовый ориентир для дальнейшего развития.

Еще одно препятствие для продвижения товаров в розницу – нетоварный вид, отсутствие современной упаковки и большой объем: к примеру, производитель предлагает не баночку меда, а бидон. Черевков цитирует представителя одной из торговых сетей: «Мы не покупаем товар. Мы предоставляем этот товар покупателю. Если покупатель не проголосовал рублем и не взял эту продукцию с полки, то это он не купил, а не мы. Мы готовы брать тот товар, который уходит с полок и позволяет нам привлекать клиентов. Если этого не происходит, мы вынуждены отказывать в продукции и, даже положив на полку, через какое-то время товар убираем. Потому что он не должен лежать – он должен продаваться».

Третья проблема – небольшие объемы производства, которые не позволяют фермерам заходить в торговые сети, предпочитающие закупать крупные партии. В этом случае выходом является кооперация: «Предложили крупным игрокам в Туймазах объединиться в некий кооператив. В 2014 году они оформились как кооператив «Туймазинский овощевод», а в 2015, что очень интересно, не только научились упаковывать совместными усилиями, то есть перешли на гофрокороб – более цивилизованную упаковку, но и сообща находить новые каналы сбыта. Используя торгово-закупочный союз в рамках БТА, они вышли даже на межрегиональные рынки: смогли продать продукцию в Москву, «Челны-хлеб» (крупная челнинская сеть). А также поставлять в наши крупные сети, такие как «Полушка» и «Байрам».

Один из инструментов налаживания связей между производителями региона – проведение торгово-закупочных конференций. В этом году ассоциация проведет десять конференций. Ближайшая, под названием «Мясо. Птица-2016», пройдет 25 февраля, в марте конференцию посвятят овощной теме. В планах Башкирской Торговой Ассоциации – к осени превратить свою электронную торговую площадку, которая сейчас выступает в качестве справочника и доски объявлений, в полноценную электронную биржу.