Главная » Тема дня »

Хлеба и зрелищ: как продуктовые сети адаптируются к реалиям?

Хлеба и зрелищ: как продуктовые сети адаптируются к реалиям?

Снижение покупательского спроса вкупе с активным развитием крупных продуктовых сетей держат в тонусе всех игроков рынка.

Минувший год оказался непростым не только для малого бизнеса, но и для продолжающих активное развитие продуктовых сетей. С одной стороны, падает покупательский спрос – снижение составило порядка 10%, с другой – развитие сетей продолжается и влечет за собой уменьшение объема товарооборота в одном супермаркете.

Генеральный директор группы компаний «Форвард» Сергей Смолягин не считает, что в этом году ситуация улучшится, и обозначает основные проблемы торговых сетей на сегодня: «Усиление конкуренции среди торговых сетей, макроэкономическая ситуация – это два момента; продуктовые санкции и турбулентность курса доллара. Продуктовые санкции принесли нам очень большие трудности. Приходится заново отстраивать цепочку поставок, проводить очень большие объемы работы, которую мы первоначально не планировали. Турбулентность курса доллара лишает нас какой-либо предсказуемости. Каждый день, что называется, как на войне. Приходится принимать очень быстрые решения, не всегда они удачны, к сожалению. Еще один момент – усиление контроля со стороны государственных и общественных организаций. Я согласен, контролировать нужно, но зачастую, если говорить об общественных  организациях, мы сталкиваемся с такими случаями, когда сотрудников магазина просто провоцируют на нарушение закона. В частности, на продажу лицам, выглядящим достаточно возросло, алкогольной продукции и табака. Мы работаем над этим, но я такой вопрос хочу задать: можно ли благих целей достичь неблагими методами? Я считаю, что нельзя».

Еще одна проблема – уход «в тень» части рынка алкогольной продукции. Вряд ли в кризис жители России стали пить меньше, а вот вопрос экономии, в том числе на качественном алкоголе, обострился: «Снижение объема на алкоголь. Это физический показатель – на 9%. Можно было бы порадоваться, что алкоголь падает. Но понятно, что мы не стали меньше пить. Алкоголь стал продаваться по другим, незаконным каналам сбыта. У этого рынка очень большая емкость, хорошие каналы продвижения. Это интернет, региональная пресса, просто объявления на подъездах. Радует, что государственные, муниципальные органы принимают меры по пресечению этого канала сбыта, но я считаю, что каждый из нас должен быть неравнодушен к данной проблеме».

Если говорить о решениях, то традиционным советом «много работать, снижать цены и давать много рекламы», пожалуй, воспользовались все. В поисках стабильных поставок федералы присмотрелись к местным производителям. Комментарий директора кластера Дивизион «Волжский» X5 Retail Group Петра Кизько: «Покупатель становится избирательным. Мы сделали акцент на выкладке, изменении подачи, увеличении ассортимента фруктов и овощей, предложении свежих продуктов, с короткими сроками годности. Именно поэтому наша федеральная сеть начала активную работу с местными товаропроизводителями. С сентября 2014 мы взаимодействуем с проектом «Продукт Башкортостана», с этого года во всех наших магазинах товары, произведенные в республике, выделяются на ценниках».

Еще один вариант того, как заполнить полки недорогими товарами, – развитие собственного производства. Это расширение ассортимента кулинарии, создание и продвижение собственных торговых марок, а также самостоятельная фасовка продуктов, которая помогает подать товар так, как того требует потребитель, и уменьшить затраты.

Несмотря на то, что продуктовые сети имеют преимущество перед небольшими магазинами формата «у дома», последние все же могут воспользоваться своей гибкостью как преимуществом, говорит Сергей Смолягин: «У наших несетевых коллег большое преимущество перед сетями в том, что они гибкие, могут быстро принимать решение. Где-то что-то увидели у сетевого конкурента, подсмотрели, быстро приняли решение и внедрили. К сожалению, все сети – это достаточно сильная бюрократизация, долгий процесс принятия решений. Следующий совет по поводу повышения уровня персонала в том, что кризис на руку с точки зрения поиска кадров, это замечательное время, чтобы «пропылесосить» рынок кадров, собрать с него самое лучшее и использовать в работе».

Однако просто «пропылесосить» рынок кадров – это полумера. Профессионалы рынка сходятся во мнении, что текущая макроэкономическая ситуация предполагает четкую позицию топ-менеджмента. Это готовность ставить задачи, подавать пример и развивать собственный профессионализм.