Главная » Тема дня »

Агломерация и урбанизация: развитие человеческого капитала в республике, по мнению экспертов, остается нерешенным вопросом

Агломерация и урбанизация: развитие человеческого капитала в республике, по мнению экспертов, остается нерешенным вопросом

Ассоциация молодых депутатов в рамках проекта «ДепутатКлаб» обсудила собственные инициативы для стратегии «Башкортостан 2030». Как отметил председатель ассоциации Владимир Яковлев, по итогам стратегических форумов, посвященных теме, сложился примерный план мероприятий по развитию районов республики в четырех направлениях – это предпринимательская активность, человеческий капитал, сельское хозяйство и общественный контроль: «По 50 инициатив было в каждом районе по всем направлениям. Итого 3 тысячи инициатив на республику».

Основным направлением для ассоциации стало развитие человеческого капитала на территории республики. Особенно важен вопрос его равномерного распределения – сегодня большой проблемой является отток ценных кадров за пределы Башкирии: «Ученые в этой стратегии увидели, что к 30 году у нас создастся две большие агломерации. Это Уфимская агломерация во главе с Уфой и близлежащими районами. Вторая большая агломерация – вокруг Стерлитамака и Салавата с близлежащими районами. Также отчасти будет распределен человеческий капитал около Октябрьского и Нефтекамска. Но там гораздо меньше, потому что оттуда большой отток идет в Татарстан. Что мы здесь увидели? Если к 30 году произойдет именно то, что предсказывают наши ученые, произойдет обезлюдевание территорий, у нас абсолютно не будет человеческого капитала, чтобы реализовывать проекты, идеи, инициативы. А агломерации, особенно Уфимская, как мы считаем, с коммунальным кризисом, потому что непонятно, как близлежащие районы справятся с таким притоком населения».

Реальность такого прогноза продемонстрировал депутат Иглинского сельсовета Айнур Шайхутдинов на примере своего района: «Сегодня в Иглино прибывает порядка 2 тысяч человек ежегодно, соответственно, мы столкнулись с коммунальными проблемами, такими, как нехватка напряжения в сетях, водоснабжения тоже не хватает, о дорогах я не говорю, и о парках, тротуарах: этого всего, естественно, у нас нет. И местный бюджет нам не позволяет заниматься развитием данной территории. А население продолжает прибывать: на сегодняшний день очередь в школы порядка 2 тысяч человек, в детские сады – порядка 500 детей. Чтобы вы понимали, это значит, четыре детских сада нужно прямо сейчас. Соответственно, местный бюджет не в силах все это потянуть. И мы видим, что тенденция будет продолжаться».

По мнению директора Фонда развития городских проектов Владимира Барабаша, то, что сейчас представлено как стратегия, ею не является. Это, скорее, констатация фактов: «Стратегия – это в первую очередь постановка некой большой цели, к которой надо двигаться. И в данном случае, действительно, у нас очень низкий процент урбанизации населения, притом что в среднем по стране этот показатель достигает 75-80%. Но это на самом деле не тенденция, это не надо ставить как стратегическую цель урбанизировать население и собирать всех в агломерацию. Это вызов, с которым нам придется столкнуться, потому что процесс урбанизации убивает сельское хозяйство, бизнес в районах».

Владимир Барабаш объяснил ситуацию на примере Уфимского района. В муниципалитете прописано около 70 тысяч человек, а проживает более 300 тысяч. Большинство из них уфимцы, которые, проживая в районе, работают в столице республики: «Действительно, вопрос с детскими садиками, школами, поликлиниками в местах их проживания фактического, а не по прописке, не учитывается нигде, потому что, по статистике, там 70 тысяч, там всего хватает. А реально люди вынуждены возить детей откуда-нибудь из Булгаково в центр города в садики, школы. Сейчас речь идет о строительстве третьего моста в районе Монумента Дружбы, потому что два уже перегружены в этом направлении, опять-таки из-за маятникового движения, которое никто как стратегическую цель не рассматривает».

По словам Владимира Барабаша, по вопросу агломерации стоит обратиться к опыту Китая: нужно ставить стратегическую задачу на обеспечение в первую очередь рабочих мест. Стоит планировать цели, исходя из транспортной доступности, а не компактности проживания: «Если человек в течение часа может добраться от места работы, то формально он относится к этой агломерации. Вопрос создания нормальных транспортных путей, и в Китае создали свою стратегическую цель, задачу, которую успешно реализуют: это строительство высокоскоростных магистралей. Одних только высокоскоростных железных дорог в Китае в год строится больше, чем всех дорог всех типов федеральных в России за десять лет. Это для понимания, куда вкладывать в экономике. С этой точки зрения более стратегичным было бы, например, строительство высокоскоростной магистрали между Уфой и Стерлитамаком. И если бы транспортная доступность была 30-40 минут из центра в центр, это была бы более стратегическая вещь, нежели создание Уфимской агломерации, Стерлитамакской».

Как отметил Владимир Яковлев, подводя итоги заседания, в рамках стратегической инициативы необходимо поставить цель – быстро перемещать человеческий капитал. Все предложения, прозвучавшие в процессе обсуждения, направят в оргкомитет по подготовке стратегии «Башкортостан 2030».