Главная » Архив новостей »

Развитие нестационарной торговли позволит уфимским предпринимателям вздохнуть свободнее

Прилавки республиканских магазинов недоступны для местных производителей. Предприниматели, которые хотят реализовывать продукцию собственного производства, не выдерживают конкуренции сетевых магазинов. Эта проблема собрала за круглым столом бизнес-сообщество республики и представителей госорганов. О сложившийся ситуации рассказывает председатель Башкирского регионального отделения «Опора России» Денис Мусин: «Все предприниматели жаловались, что складывается такая ситуация, когда местные производители не могут зайти на прилавки, поскольку там не республиканские сети, а, в основном, из Магнитогорска и Челябинска. Естественно, они везут свою продукцию. Иногда это объективно, потому что их продукция дешевле. А иногда они просто из солидарности везут свою продукцию. У нас рынок такой: кто купил — тот и торгует. Потому что центральные места в Уфе и в других городах, а также рынки стали частными, муниципальных нет».

Развитие нестационарной торговли — это, своего рода, выход из положения: у республиканских производителей появится возможность зайти на рынок. Под нестационарной торговлей предприниматели подразумевают установку прицепов для мобильного ведения торговли. Тем временем, во многих населенных пунктах малый бизнес не чувствует поддержки местных властей и по-прежнему сталкивается с многочисленными препятствиями. Комментирует генеральный директор компании «АгроТех» Александр Андреев: «Я, как хлебопроизводитель, не вижу ясности в своем будущем. Я бы с огромным удовольствием вложил деньги в покупку тонаров, которые, кстати, стоят немалых денег — 250 000 рублей. Но я не уверен, что смогу получить точки, необходимые для реализации своей продукции».

С 2005 по 2008 годы у мелких производителей была возможность реализовывать собственную продукцию через объекты мелкорозничной торговли на территории столицы республики. Предприниматели начали создавать пекарни, молочные минизаводы, небольшие колбасные цеха. Но 15 января 2012 года мэр Уфы временно ограничил размещение объектов мелкооптовой торговли и оказание услуг на территории города. По сути, он запретил размещение новых торговых объектов, сузив их круг до остановочных павильонов, банкоматов и сезонных предприятий питания. Свой вариант решения проблемы предлагает управляющий директор компании «Сладкий Мастер» Руслан Исхаков: «Схема разрешительная, схема аукциона. В городе десятки тысяч предпринимателей. Администрация Уфы, думаю, не считает, что знает каждый земельный участок лучше, чем потенциальный производитель, который хотел бы на нем организовать бизнес. Я думаю, может быть, стоит развернуть эту ситуацию: определить не места, на которых можно продавать, а места, где торговать нельзя».

Получить разрешения на размещение нестационарных торговых объектов, по словам предпринимателей, становится все сложнее, да и войти в сеть не проще — нужно заплатить входной бонус. Но, даже если региональный производитель сможет заключить договор с каким-либо крупным представителем розничной торговли, он все равно остается в проигрыше. В договоре прописан 100-процентный возврат нереализованной продукции, а деньги за проданный товар предприниматель получает не сразу: срок оплаты может достигать трех месяцев. К тому же, не каждый местный производитель сможет выполнить требование поставлять свою продукцию во все магазины сети.

Для производителей остается единственный выход — реализация товара через мелкорозничную торговлю, нестационарные торговые объекты или передвижные торговые точки. Но и здесь все те же пресловутые административные барьеры. Директор «Нефтекамской птицефабрики» Ильдус Шамсияров считает, что получить место под торговлю практически невозможно: «Мне, допустим, со скоропортящейся продукцией, с заморозкой, каким образом продавать? Если бы это был павильон, я бы поставил туда свои лари, и мы уже были бы вместе там, несколько производителей. Но это же позорные цифры. В Нефтекамске кого только нет — Чернушка, Пермь, Удмуртия, и только наши не могут продавать».

Производители республики соглашаются с тем, что, возможно, не всегда цены на их товары ниже, чем у конкурентов, но они уверяют в качестве своей продукции. Сегодня на рынках Башкирии конкуренция среди производителей практически отсутствует. Крупные сети, которые зашли на рынок Башкортостана из других регионов, предпочитают реализовывать продукцию своих соотечественников. Региональные производители в большинстве случаев довольствуются только магазинами шаговой доступности, не имея возможности расширять свое производство. С этим согласна заместитель председателя Комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Госсобрания — Курултая РБ Елена Родина: «Наша рабочая группа ежемесячно мониторит цены на специально значимые продукты. Сегодня стоит вопрос не только нестационарных торговых точек, но и вопрос розничной торговли как основы конкурентоспособной среды для наших граждан».

На сегодня проект по развитию нестационарной торговли уже готов. И есть вариант размещения торговых объектов региональных производителей на окраинах города. При таком раскладе для них начинает действовать льготное налогообложение. А сети супермаркетов, дорога в которые для предпринимателей закрыта, продолжат снабжать продуктами центр и наиболее заселенные районы столицы.

Виктория Феофанова

28 февраля 2012