Главная » Архив новостей »

Железнодорожные перевозчики отмечают острую нехватку вагонов

В Башкирии остро встала проблема нехватки подвижного состава в связи с реформой железнодорожного транспорта. Сейчас идет четвертый этап реформирования. Его цель — создать конкурентный рынок железнодорожных перевозок, в том числе в сфере предоставления подвижного состава. Парк крытых вагонов, платформ и полувагонов уже передан в собственность дочерних зависимых обществ ОАО «РЖД». Также созданы предпосылки для передачи подвижного состава в частную собственность. Но эксперты сегодня отмечают неэффективное использование вагонов, ситуацию разъяснил пресс-секретарь Башкирского региона Куйбышевской железной дороги Рустэм Губайдуллин: «Эффективность использования подвижного состава снизилась из-за того, что теперь он принадлежит многим собственникам. Растет парк, а значит, появляются проблемы с железнодорожной инфраструктурой, не хватает локомотивов, пути не способны пропускать количество вагонов больше определенного уровня. В итоге складывается парадоксальная ситуация — рост парка вагонов приводит к еще большему их дефициту. Директивные методы просто неприемлемы для отрасли, в которой около 2 000 независимых собственников вагонов, преследующих свои экономические интересы».

В республике начал свою работу Башкортостанский территориальный координационный совет, который призван организовывать взаимодействие между участниками перевозочного процесса и обеспечивать своевременный вывоз продукции предприятий, расположенных в зоне деятельности Башкирского региона Куйбышевской железной дороги. Его появление обусловлено ростом числа погрузок в республике, заявляет Рустэм Губайдуллин: «Грузовые перевозки железной дорогой остаются востребованными во всех сферах производства. Свидетельство тому — рост погрузки в регионе Куйбышевской дороги. Он составил в 2011 году 8,3%, или 5,1 млн тонн, к 2010 году, а, в целом, по сети дорог — 3%. Около 85% всех перевозок грузов на дороге — это массовые наливные или навалочные грузы: нефть и нефтепродукты, химикаты, удобрения, строительные грузы, цемент, промышленное сырье, металлолом. Эти грузы в большей степени ориентированы на железнодорожный транспорт».

Сегодня специалисты отмечают, что единая логистика сети распалась на множество локальных, в итоге вагоны все чаще курсируют пустыми, тарифы операторов растут, а удовлетворенность заявок грузовладельцев падает. В то же время, не хватает маневровых локомотивов, а цепочка, которая раньше связывала перевозчика и грузоотправителя, с появлением частных компаний разорвалась. Представители грузоперевозочных компаний, в свою очередь, утверждают, что все подвижные составы используются эффективно, но их не хватает, сообщает заместитель директора по коммерции Самарского филиала «Первой грузовой компании» Дмитрий Апкин: «Не совсем корректно говорить, что существует проблема неэффективного использования подвижного состава. Есть проблема дефицита вагонов, и инфраструктура не позволяет удовлетворить потребности всех грузоотправителей».

Башкортостанский территориальный координационный совет должен будет навести порядок на железнодорожной магистрали в республике.

Виктория Феофанова

15 февраля 2012