Главная » Спецпроекты »

Споры о сходстве товарных знаков: что решит суд?

Споры о сходстве товарных знаков: что решит суд?

В законодательстве об интеллектуальной собственности право на товарный знак занимает одно из центральных мест. Вместе с тем, рассмотрение дел в судах, связанных с такого рода спорами, имеет свои особенности. В последнее время судьи все чаще разрешают споры о сходстве товарных знаков с точки зрения рядовых потребителей, что вызывает немалый резонанс в экспертном сообществе, рассказывает директор компании «Правовое время» Юлия Маликова: «Еще в 2007 году Высший арбитражный суд России признал, что вопрос о сходстве товарных знаков до степени смешения является вопросом факта и по общему правилу может быть рассмотрен судьей с точки зрения рядового потребителя без назначения экспертизы. Экспертиза назначается лишь в том случае, когда для сравнения обозначений требуются специальные знания. Это напрямую повлияло на дальнейшую судебную практику, причем в последнее время наметились некоторые негативные тенденции в рассмотрении подобных споров».

Согласно приказу Роспатента, один товарный знак считается сходным до степени смешения с другим, если он ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. К примеру, при звуковом сходстве выявляется наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях, либо совпадение слогов и их расположение, число слогов, вхождение одного обозначения в другое и даже ударение. Графическое сходство определяется на основании общего зрительного впечатления, вида шрифта, алфавита и т.д.

Смысловое сходство определяют с помощью следующих признаков: как подобие заложенных в обозначениях понятий и идей, так и их противоположность, или совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение, продолжает Юлия Маликова: «При рассмотрении споров по товарным знакам судам следует проверять их сходство по всем возможным признакам. Однако существует проблема. Рассматривая дело с точки зрения рядовых потребителей, судьи нередко не признают сходные обозначения таковыми, даже если формально в решении присутствует исследование признаков сходства. Судьи должны руководствоваться, прежде всего, не субъективным восприятием, а установленными правилами критериями сходства. А рассмотрение подобного рода споров с точки зрения потребителей без назначения экспертизы приводит к тому, что огромное количество сходных товарных знаков до степени смешения признаются несходными. Это значит, что нарушители получают возможность и дальше использовать такие обозначения вместо того, чтобы нести установленную законом ответственность».

Напомним, за незаконное использование товарного знака предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. За такое преступление нарушителю может грозить штраф до 1 млн рублей, лишение свободы сроком до шести лет, а также другие виды наказания.

23 июня 2015