Когнитарии всех стран – объединяйтесь! О том, что такое когнитариат, какая реклама может быть эффективной, и многом другом мы говорим с доцентом БашГУ Михаил Бреслером.
Дмитрий Смиркин (С.): Михаил, здравствуйте! И первый вопрос: что такое когнитариат?
Михаил Бреслер (Б.): Это люди, вообще социальная группа, которая создает информационный продукт.
С.: А вы умный или мудрый?
Б.: Мудрый!
С.: Вы ведь в рекламе с 1989 года. За это время что-то изменилось?
Б.: Конечно! В 1989 году ни мы, ни наши заказчики не знали, что такое реклама. Я надевал красивый пиджак, я был рекламный агентом. Я приходил к клиенту в красивом костюме, при галстуке и говорил: «Давайте мы вам сделаем рекламу», а клиент, не желая показаться невежественным, отвечал: «У нас реклама уже есть, мы сделали визитки». А я говорил: «Мы можем сделать вам буклет». Да, это было круто. Тогда это были какие-то попытки. Мой папа не мог понять, чем я занимаюсь, говорил, ты же рисовать не умеешь, какой из тебя рекламист? А я отвечал, что писать умею, красивые слова могу придумывать. С тех пор отрасль (а Уфа – полное отражение российских реалий, не больше и не меньше) стала большой, работают в ней тысячи людей, и это только в Уфе. Масса людей со специальным образованием или самообразованием, которые работают со стороны заказчика, со стороны исполнителя.
С.: А этому можно научиться?
Б.: Конечно, а чем я занимаюсь?
С.: То есть вы считаете, что рекламе можно научить, это не врожденный дар, не талант?
Б.: Вы знаете, я разговаривал с уважаемыми коллегами из худграфа Педуниверситета. Можно научить художника за 5 лет? Нет, но можно научить человека рисовать, показать какие-то приемы, технологии. А реклама настолько большая отрасль, что там найдется место всем.
С.: Есть некий ореол рекламиста. Может быть, из произведений Бекбедера. Для многих слова «реклама» и «неправда» равны. Вы с этим согласны?
Б.: Зная господина Бекбедера лично, могу сказать, что он и неправда, действительно, тождественны. Пить не умеет, ведет себя непристойно. Мы встретились на московском фестивале рекламы, я хотел взять у него интервью. Книжка его – это такая интересная, забавная попса для тех, кто никогда в рекламе не работал. Для народа. Там про всякие безобразия, про вранье и все прочее. На самом деле, врать сейчас нельзя, невыгодно. Мы в информационном обществе живем. Если я сейчас скажу неправду, любой Вася Пупкин сделает репост и разоблачение. У нас есть Википедия, можно разоблачить все, что угодно. Более того, к сожалению, мы не умеем манипулировать людьми. Говорят, реклама – это манипуляция. Мы, рекламисты, не умеем этого делать. Если бы я умел манипулировать людьми, я бы прилетел на личном Jet. Но я приехал в такси. Мы можем дать человеку лишь некие аргументы, которые могут привлечь его внимание к тому или иному товару.
С.: То есть свойство рекламы – продавать?
Б.: Да. Мы даже не сами придумываем – мы помогаем продавать. Вот такая инфраструктурная функция.
С.: Что касается педагогической практики, я все понял. Но вы ведь еще и предприниматель. В какой степени вы предприниматель, а в какой – педагог?
Б.: О педагогике скажу пару слов. Я вообще был доктором. Еврейский мальчик должен получить специальность либо врача, либо инженера, либо учителя – в клоуны меня не пустили. Я сказал папе, что хочу быть рекламистом, объяснил, где этому учат. Папа сказал: ты с ума, что ли, сошел, в клоуны собрался? Дал затрещину – и я пошел в Медуниверситет. Далее пять лет был хирургом в меру своих знаний, потом началась перестройка, и пришла пора зарабатывать. Пошел в рекламу. У меня были разные увлечения: наружная реклама, журналистика, еще что-то. Потом мне захотелось преподавать. А в университетах всегда есть квота для практиков. И вот так, в общем, с 2006 года я и работаю. Что касается предпринимательской деятельности, то она стала естественным продолжением научной. У меня никогда не было желания пахать на провиант. Я неплохо пишу, говорят, и всегда могу подработать журналистом, блогером, чтобы хватало на ресторан и такси. Что касается моей научной деятельности, как-то так получилось, что я и моя команда, уважаемые коллеги, изобрели в научном плане и в плане прикладном определенную технологию коммуникаций.
С.: Можно ли на рекламе в интернете заработать большие деньги?
Б.: Конечно.
С.: А кто определяет объем заработка? Среда? Условно – кризис, все начинают экономить.
Б.: Как раз кризис нам и на пользу. Интернет же недорогой. В сравнении с традиционной рекламой затраты ниже, охват меньше, зато он более целевой. Интернет по России сегодня дает выручку, сопоставимую с наружной рекламой.
С.: Если бы у вас была возможность передать привет себе в будущее, чтобы вы сказали?
Б.: Думаю, что через 5 лет Михаил Бреслер будет стоять на новой ступени своей научной деятельности – защита докторской диссертации. Я надеюсь, он перестанет курить, употреблять алкоголь, будет жить высоконравственной жизнью и останется таким, каким был, не изменит себе. Но меняться к лучшему надо, конечно, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, как раз через пять лет я и начну этим заниматься.
С.: В завершение нашей беседы короткий блиц-опрос. Короткий вопрос – короткий ответ. Что для вас счастье?
Б.: Счастье – это встречи с друзьями.
С.: Что для вас дружба?
Б.: Звонок в 2 часа ночи и благожелательный ответ.
С.: Что для вас мечта?
Б.: Естественно, мир во всем мире.
С.: Что для вас любовь?
Б.: Это и есть моя жизнь.
С.: И что для вас жизнь?
Б.: Жизнь – это любовь!
С.: Смотрите «Формулу бизнеса» на телеканале РБК, слушайте на радио Business FM. До встречи!