Главная » Квадратные метры »

Многофункциональные центры: услуг много, качества мало

Многофункциональные центры: услуг много, качества мало

На заседании Общественного совета при Росреестре в минувшую пятницу дискутировали о предоставлении услуг Росреестра через МФЦ. В результате мониторинга в 74 офисах МФЦ очереди наблюдаются в крупных городах республики. Ожидание до полутора часов является рядовым для жителей Уфы. Особенно загружены офисы на Новомостовой, Интернациональной и 50 лет СССР. Сложнее дела обстоят в Стерлитамаке: здесь требуется открытие дополнительного офиса. А в Нефтекамске и Октябрьском Росреестр готов предоставить МФЦ свои залы, чтобы улучшить обслуживание граждан путем снижения очередей. Как стало понятно в ходе обсуждения, МФЦ не реагирует на подобное предложение.

Также слабым местом назвали качество предоставления услуг по приему документов для Росреестра. Ранее их оказывали Росреестр и Кадастровая палата, которые за 14 лет выработали практически идеальный механизм их предоставления. В первую очередь благодаря специализации соответствующие отделы занимались исключительно приемом документов и усовершенствовали свои функции со временем. К примеру, они имели доступ к информации и в момент обращения покупателей могли сообщить им о наличии арестов и обременений, знали, какие именно документы сдавать.

С переходом функций к МФЦ выросло количество приостановок регистраций. Очень качественные комментарии я услышала от президента Нотариальной палаты республики Розы Евстафьевой, ее замечание по поводу того, что в погоне за цифрами по количеству отказов возникает проблема регистрации ничтожных сделок. Так что если регистратор отказывает, значит, это лучше для всех сторон договора, иначе оформление такой сделки чревато судами и большими проблемами. А цифры и показатели, спущенные сверху, зачастую не помогают, а, напротив, подвергают риску.

Со временем, полагаю, количество приостановок снизится, но не благодаря повышению качества приема, поскольку универсальность (знание более 200 видов услуг на каждого специалиста) и текучесть кадров МФЦ не позволяют вырастить специалистов высокого класса, а нотариальное удостоверение сделок обеспечит грамотную подачу документов на государственную регистрацию. Специализация – вот что обеспечивает профессионализм. В МФЦ ее нет по нормативам, и там не готовы самостоятельно решать проблему, несмотря на то, что 58% работы – это услуги для Росреестра. И именно на его расщепленную госпошлину существует, в том числе, МФЦ.

Члены Башкирской гильдии риелторов предлагают передать МФЦ функции приема документов для получения разрешения на отчуждение помещений несовершеннолетних и находящихся под опекой лиц, так называемое РОНО. Постановление органов опеки и попечительства приходится получать в районных администрациях. Здесь и неудобные графики приема, списки документов разнятся, очереди и самый неприятный момент – коррупция для ускорения процедуры или положительного исхода. Передача этой функции муниципалитетов МФЦ поможет сократить указанные неудобства и избежать нарушения.