Главная » Спецпроекты »

Достояние республики

Достояние республики

Сегодня, 7 сентября, жители Благовещенска смогут посмотреть балет «Лебединое озеро»
Башкирский государственный театр оперы и балета продолжает давнюю, красивую и благородную традицию – знакомит города республики с лучшими работами. 5 сентября жители Бирска увидели жемчужину русской балетной классики, один из лучших балетов театрального репертуара «Лебединое озеро», творение трёх русских гениев – поэта Александра Пушкина, композитора Петра Чайковского и великого хореографа современности Юрия Григоровича. Этот же спектакль 7 сентября будет показан в городе Благовещенске.

— Такие поездки не случайны, — рассказывает главный балетмейстер, народная артистка России и Башкортостана Леонора КУВАТОВА. — Во-первых, мы хотим сделать балет доступным и понятным широкому зрителю, доставить людям истинное эстетическое наслаждение, привить вкус и любовь к высокому искусству. Ведь не каждый имеет возможность съездить а столицу с театральным визитом. Пусть все знают, что башкирский балет — это высокопрофессиональная труппа с огромным потенциалом, с международным признанием, с яркими, талантливыми исполнителями. В настоящее время, когда большая сцена занята в связи с подготовкой к фестивалю оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» гастрольные выступления очень кстати, они помогают артистам сохранять физическую форму и творческий тонус. Мы используем эти моменты и для продвижения начинающих исполнителей. Например, 7 сентября главную партию Одетты-Одиллии, очень сложную по технике и актерским задачам, впервые станцует молодая солистка Амина Халикова. Её партнером будет тоже молодой, но уже довольно опытный Рустам Исхаков. Так что дуэт должен получиться красивым и гармоничным.

Почему для гастрольных поездок по республике выбран именно балет «Лебединое озеро»? Потому что это чистейший и совершеннейший образец русского классического танца. Станцевать в «Лебедином» – значит, получить своеобразный аттестат зрелости мастерства. И для солистов, и для артистов кордебалета. И, кроме всего, это просто Красота. Красота, движений, линий, пластики. Оживленные бессмертной музыкой Петра Чайковского, они рождают танцевальное действо, приносящее истинное эстетическое наслаждение. Это красота мечты, стремление к счастью, апофеоз победы над злым гением, торжество любви и добра.
Проявив уважение к классическому наследию, Григорович оставил в неприкосновенности знаменитый лебединый акт Льва Иванова и некоторые моменты творений Александра Горского и Мариуса Петипа. Но в остальных эпизодах он создал свою оригинальную и талантливую хореографию. В частности, отказался от чисто дивертисментного акта с национальными танцами. В его редакции их исполняют невесты, представляемые Принцу, и несут смысловую нагрузку, участвуют в действии. Хореографа не удовлетворило старое, далеко не совершенное либретто, и он переписал его по-своему. Юрий Николаевич, кроме всего, талантливый режиссёр, он так строит спектакль, что зритель захвачен происходящим на сцене. В его «Лебедином озере» интересна лаконичная, концентрированная драматургия: четырехактный балет преобразован в динамичный двухактный спектакль, что приветствуется современным зрителем.

Характерные танцы исполняются на пуантах – в этом также новаторство балетмейстера.
Хочется напомнить, что впервые Григорович поставил «Лебединое озеро» более четырех десятилетий назад. С тех пор постановка переносилась на многие сцены мира. Но перенос не был механическим. Каждое поколение танцовщиков привносит свое мироощущение, свое восприятие музыки и понимание драматургии образов и спектакля в целом. Поэтому балет «Лебединое озеро» вечно молод. Не устаревают и великолепные, изысканно утонченные декорации и костюмы Симона Вирсаладзе, многолетнего партнера и друга хореографа. Благодаря щедрости Юрия Николаевича это богатство принадлежит теперь башкирскому театру.

7 сентября 2016