Главная » Спецпроекты »

Деловой этикет в разных странах. Как быть своим везде?

Деловой этикет в разных странах. Как быть своим везде?

Во времена глобализации и стирания границ происходит рост рынков экспорта и импорта, многие компании становятся многонациональными, а бизнес – международным. При этом важно знать особенности культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры или куда вы едете. Сегодня говорим об общих принципах международного этикета, как быть своим везде.

Есть правила, которые работают независимо от того, куда вы приехали:
— уважайте национальные традиции в еде, праздники, религию и руководство страны, в которой вы находитесь;
— не сравнивайте со своей страной;
— ничего не критикуйте;
— будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах;
— ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь;
— очень важны титулы, ими следует пользоваться;
— корреспонденция должна иметь очень официальный характер;
— приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте вашей визитной карточки была информация на языке этой страны;
— обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны. Наблюдайте и повторяйте действия ваших иностранных коллег;
— не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, что это имеет религиозный характер.

Поговорим о приветствии. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку, в Латинской Америке – объятия. Две прижатые друг к другу перед грудью ладони – индийское национальное приветствие. В Америке при встрече и знакомстве мужчины обычно обмениваются рукопожатиями, женщины при деловом общении также часто следуют этой традиции. В Юго-Восточной Азии, Африке и на Среднем Востоке во время приветствия визитку всегда протягивайте правой рукой. В Японии ее подают двумя руками, нужной стороной к партнеру.

Поговорим о ходе переговоров. В Америке все стараются делать быстро – 40-90 минут для переговоров вполне достаточно для принятия решения. Азиатские же страны потребуют более размеренного обсуждения, даже несколько встреч. В традициях японских деловых людей внимательно выслушать точку зрения собеседника до конца, не перебивая его и не делая никаких замечаний. Представитель Японии во время беседы может несколько раз кивнуть головой, но это отнюдь не означает, что он полностью согласен с вами, а лишь свидетельствует о том, что он понял смысл сказанного.

В Китае к субординации относятся очень серьезно. Как в семье в центре стоит отец, так и во главе фирмы стоит директор, к которому особое уважение, которого ни в коем случае нельзя перебивать.

Французы – великие патриоты своей родины, с любовью относящиеся к ее истории, культуре и языку. Поэтому на переговорах с ними весьма желательно использовать в качестве официального французский язык.

Имея дело с англичанами, всегда держите в уме господствующее в этой стране правило: «Соблюдай формальности».

В Швейцарии главное – пунктуальность.

В Болгарии кивок означает «нет», а покачивание головой из стороны в сторону – «да».

В Греции остерегайтесь пользоваться жестом, обозначающим «о’кей», при котором большой и указательный пальцы соединены в кольцо. Здесь он имеет непристойный смысл.

В Венгрии не любят, когда хвалят их самих или их работу.

Учтите, что слово «нет» в устах латиноамериканца может означать «возможно». Поэтому продолжайте переговоры.

3 декабря 2018