Главная » Backstage »

Шац и мат: насколько юмор – прибыльный бизнес в России?

Шац и мат: насколько юмор – прибыльный бизнес в России?

Как отразился на жизни Михаила Шаца конфликт с Майком Тайсоном? Об этом артист расскажет 10 февраля в музыкальном ресторане «MusicHall27». В преддверии программы Михаил Шац обсудил с Дмитрием Еличем состояние юмора в России, и можно ли на нем зарабатывать.

Насколько тяжело заработать на юморе в современной России?

Я думаю, в современной России вообще тяжело зарабатывать, и юмор не исключение. Это работа, связанная с гастролями, работа над текстами, промоушена себя в медийной среде и так далее. Все это связанные вещи, конечно, они тяжелы и непросты.

Где заканчивается творчество и начинается бизнес в вашем деле?

Я выбираю всегда ту работу, которая в первую очередь приносит удовольствие, радость и счастье. Уверен, что такая работа приносит и деньги. В этом смысле, наверное, бизнес в моем амплуа непростая штука, тем не менее, вполне возможная. Я не гонюсь за сверхприбылью, последние годы научили меня довольствоваться тем, что есть. Я в этом смысле не очень алчный и жадный до большого количества денег. Вполне меня устраивает ситуация, которая сейчас есть. У меня есть определенное количество концертов, другие работы. Они приносят мне вполне нормальный доход. Не могу назвать его огромным, но мне и моей семье хватает.

Учитывая специфику вашей работы, вы в большей степени комедийный артист. Не было желания сменить амплуа, стать актером драмы?

Драматическим артистом я себя никогда не считал. Я все-таки не дипломированный артист, скорее, имею определенные природные задатки, но школы у меня нет. Иногда, редко я соглашаюсь, если меня устраивает сценарий в каких-то драматических вещах или просто в другом формате в кино, в театре. У меня таких работ на пальцах одной руки, тем не менее, они есть. Это мне доставляет большое удовольствие, потому что, знаете, иногда просто приятно что-то менять вокруг себя, как-то ломать стереотипы.

Лайфхаки от Михаила Шаца. Как все успевать?

По этому поводу у меня есть забавная история: недавно поймал себя на том, что начал читать книгу «Как бороться с прокрастинацией» и не смог ее прочитать. Круг, по-моему, замкнулся. Я просто каждый день переламываю себя, правда, это очень просто работает. Если ты смог себя переломить – встал раньше, не захотел пойти в тренажерный зал, но пошел, хотел просто покурить, а на самом деле совершаешь определенное количество звонков, и еще что-то… Каждый этот момент переламывания дает простую возможность все успевать. Хотя я и не претендую на это, но, поверьте, я тоже не все успеваю.

Ваша программа стендап. Откуда родилась идея, для кого она?

Когда в последние годы я уже перестал работать на телевидении, много думал о том, возможно ли возвращение на сцену в каком-либо виде. На сцену меня тянет – тут уж, наверное, глупо отрицать. Поэтому стендап возник в какой-то степени и случайно, и неслучайно. Конечно, об этом жанре я знал, смотрел на него со стороны, немного удивлялся, немного не принимал его, но при обстоятельствах, возникших в последние годы, я совершенно случайно познакомился с ребятами из «Стендап-клуба № 1», которые предложили мне поучаствовать в шоу «История». Есть такой жанр «сторителлинг» – один из жанров стендапа. Я пришел туда с историей про Тайсона. Опыт оказался очень позитивным, видео выложили на Ютубе, какой-то драйв поймал в тот момент. Поэтому с той истории в начале прошлого года начался мой путь в стендапе. Впервые я выступил на панчлайне с часовой сольной программой и сейчас с ней работаю по разным городам и странам.

Тяжело конкурировать с современными представителями юмористической сцены?

Знаете, жанр стендапа очень живой, очень динамично развивающийся в данный момент. Это постоянный приток новых людей. Но есть один нюанс: я, как это ни странно, являюсь самым возрастным стендапером в России. Самые пожилые, простите за это слово, стендаперы сейчас в возрасте 35-36 лет (как Антон Борисов, с которым я еду), а туда, дальше, за 40-50, их очень мало, а мой возраст в 53 вообще уникален. В этом смысле я занимаю уникальную нишу, потому что я ведь все-таки считаю (наверное, небезосновательно), что о каких-то вещах могу знать несколько больше и глубже, чем двадцатилетний пацан или даже девчонка. В этом смысле конкуренция, конечно, есть, но у меня есть конкурентные преимущества.

Как родился такой союз Шаца и Борисова?

Сотрудничество родилось еще во времена телевидения. Он имел отношение к первым стендап-ТВ-программам. Мне импонирует его стиль, он такой немного романтический, очень смешной, при этом с трагической ноткой. Я сам не люблю просто смех ради смеха. В этом смысле программа на двоих сложилась. Собственно, эту программу «Шац и мат» мы и привезем в Уфу.

6 февраля 2019