Главная » Backstage Спецпроекты »

Алексей Кортнев: «Когда-то Гребенщиков спрашивал: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?». Ответ был получен сейчас, спустя четверть века. Рок исчерпал себя так же, как до этого симфоническая музыка или джаз»

Алексей Кортнев: «Когда-то Гребенщиков спрашивал: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?». Ответ был получен сейчас, спустя четверть века. Рок исчерпал себя так же, как до этого симфоническая музыка или джаз»

Мне 31 год, а он играет рок 35 лет. В то же время он не отрицает, что рок-н-ролл как жанр себя исчерпал. В чем секрет успеха, и как музыканту быть востребованным в России? На эти вопросы в беседе по телефону ответил Алексей Кортнев, бессменный лидер группы «Несчастный случай».

Судя по вашей активности, вы много работаете. Как выглядит распорядок дня Алексея Кортнева? Может быть, вы прописываете задачи на годы вперед?

Нет. Просто, как и у любого гастролирующего артиста, у меня все диктуется графиком гастролей. Поэтому никакого классического, канонического распорядка у меня нет.

«Несчастному случаю» уже 35. Как можно столько лет заниматься музыкой, чтобы она не надоела? И не возникало ли у вас желание бросить?

Вы знаете, желание все бросить периодически возникает, правда, это уже, наверное, было последний раз семь, десять лет назад, пятнадцать, может быть. Сейчас я как-то уже успокоился и понял, что этот крест мы будем нести с моими коллегами до гробовой доски, поэтому сейчас уже мысль менять род деятельности не приходит.

Если говорить о гранях в музыке, где для вас начинается творчество и начинается бизнес?

Вы знаете, творчество заканчивается там, где тебе начинают диктовать условия. Мы счастливо избежали этого, потому что никогда не подвергались никакому продюсированию. Конечно, наверняка что-то мы проиграли, возможно, в коммерческом плане довольно сильно, но зато сохранили абсолютную самостоятельность и право принимать решение «от и до», с самого начала и до реализации. Поэтому у нас с творчеством было как раз все всегда в порядке.

Ваш персональный рецепт, как стать успешным музыкантом и зарабатывать исключительно музыкой в России?

Блистательных исполнительных много, это мы можем видеть на ТВ, там куча всяких конкурсов вокалистов. Эти вокалисты появляются, расцветают и достаточно быстро исчезают. Поэтому я думаю, что единственный рецепт – стараться изо всех сил написать что-то свое, что будет по музыкальному языку или по текстам песен отличаться от того, что уже было раньше.

Современная музыка в целом. Как вы относитесь к ней, какие тенденции наблюдаете? Что будет дальше, как это все будет развиваться?

Совершенно очевидно, что мы находимся на очередном переломе: в той музыке, которой занимался я, перелом очень важный. Динамический центр переместился от рок-н-ролла к хип-хопу и рэпу, и это уже окончательно. Когда 25 лет назад Гребенщиков задавал вопрос: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?», ответ был получен только сейчас, спустя четверть века. И меня это, в общем-то, радует, потому что в области рока в последнее время был же застой очевидный. Согласитесь, за десятилетие не появилось ни одной яркой молодой команды. Если сейчас начать перечислять рок-н-рольщиков, то всем группам будет по 15-20 лет, таким, которые действительно представляют интерес. Поэтому такая революция (вернее, это эволюция) была совершенно необходима, такое изменение. И я его приветствую.

То есть можно говорить, что жанр себя просто исчерпал?

Совершенно верно. Точно так же, как симфоническая музыка или джаз. Конечно, мы не можем сказать, что симфоническая музыка больше никого не интересует. Есть преданные поклонники, достаточно большое количество, продолжают создаваться замечательные произведения в этом жанре, но это перестало быть актуальным искусством, тем, на что молятся миллионы людей. То же самое произошло с рок-н-роллом. Сейчас наша музыка, которой я отдал почти всю свою жизнь, становится на полку классики с золотыми корешками. И там, в общем-то, ей и место ближайшие сотни лет.

2 октября 2018