Главная » Эксперты Business FM »

В регионах молодые предприниматели составляют около 30% от числа представителей малого и среднего бизнеса

В регионах молодые предприниматели составляют около 30% от числа представителей малого и среднего бизнеса

Сегодня в Башкирии зарегистрировано свыше 180 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых более 75% относятся к малому и среднему бизнесу. Доля представителей молодежного предпринимательства, в среднем, по России составляет около 30%.

О развитии бизнеса в стране и регионах — в интервью с руководителем проекта Федерального агентства по делам молодежи «Ты — предприниматель» и омбудсменом по защите прав молодых предпринимателей Еленой Бочеровой. Беседу ведет Надежда Оконечникова.

Елена Анатольевна, понятие «молодой предприниматель» подразумевает под собой возраст человека или этап становления бизнеса?

Когда мы задумывали программу развития молодежного предпринимательства под названием «Ты — предприниматель», предполагалось, что молодой предприниматель — это возраст, это люди, которым нет 30 лет, но которые видят себя в бизнесе. Мы работаем с 2006 года, и на сегодня в программе принимают участие люди, являющиеся, скорее, начинающими предпринимателями, зачастую они старше 30 лет, но мы ни в коем случае им не отказываем. Все, кто хочет начать свой бизнес, нами услышаны, и мы им так или иначе помогаем.

Каков сегодня портрет молодого предпринимателя?

Это те, кто не боится идти на риск, нести ответственность не только за себя, но и за свою команду. Если говорить о каких-то общепринятых характеристиках, то это мужчина (порядка 65%) в возрасте от 23 до 27 лет, который уже работал где-то на кого-то и решил, что больше работать «на дядю» не готов. И поэтому смотрит на те компетенции, которые у него сегодня сложились, на ту нишу, в которой он конкурентоспособен, или присматривается к делу, которое его привлекает. И там реализует себя.

Какие проблемы чаще у всего возникают у молодых предпринимателей?

Их огромное количество. Здесь вопрос, скорее, в самореализации. Для меня бизнес — это не только зарабатывание денег, это, в первую очередь, самовыражение. Молодые люди хотят что-то изменить. Проблем очень много. Мы их все повторяем как мантры ежедневно: это и законодательная база, и постоянно меняющиеся условия труда, когда невозможно понять, что будет завтра, правила игры меняются на ходу. Очень много молодежи работает в IT-секторе, в сфере услуг. Те уют и гостеприимство, которые создают нам города, — это тоже малый бизнес. И торговля занимает лидирующие позиции как самый простой бизнес.

Какова экономическая отдача от молодежного предпринимательства?

Сообщество молодых предпринимателей существует в 25 регионах страны. На сегодня порядка 30% от всех предпринимателей — это молодые люди. Сказать, что они делают весомый вклад? Да, это 30% от всего малого бизнеса. Но здесь вопрос даже не в этом, сколько мы получаем от этого. Если смотреть в долгую, то это люди, которые не только потребляют, но и производят, они делают добавочную стоимость. Даже если они сегодня делают не так много, все равно у них накапливаются опыт, знания, потенциал, и они точно сделают больше завтра. Мы получаем не тех, кто стоит с протянутой рукой и говорит: «Дайте нам!», а людей созидающих и, наоборот, отдающих. В этом плане просчитать экономическую целесообразность очень сложно, но нивелировать ее достоинство нельзя — оно огромна.

На какой стадии своего развития находится сегодня молодежное предпринимательство в регионах?

Мне кажется, мы в начале большого пути. Несмотря на то, что мы с 2006 года этим занимаемся, у нас очень большие перспективы.

29 октября 2013