Главная » Эксперты Business FM »

В прошлом году в республике выплаты по ОСАГО увеличились на 30%. Ранее сложившаяся ситуация на рынке автострахования региона – результат картельного сговора страховых компаний, отмечает руководитель антимонопольной службы Башкирии

В прошлом году в республике выплаты по ОСАГО увеличились на 30%. Ранее сложившаяся ситуация на рынке автострахования региона – результат картельного сговора страховых компаний, отмечает руководитель антимонопольной службы Башкирии

В Башкирии на рынке ОСАГО в прошлом году произошли ощутимые изменения. Так, прекратился рост сборов страховых компаний, хотя в 2015 он достигал 46%. Эксперты портала «Страхование сегодня» отметили падение сборов до 5,2 млрд рублей. Проблему регулирования финансового рынка, в частности, сферы автострахования, корреспондент Business FM Уфа Дмитрий Жбанов обсудил с руководителем республиканского УФАС Зульфирой Акбашевой.

Антимонопольщики регулируют и финансовый рынок. Давайте подробнее остановимся на теме автострахования. В прошлом году было много жалоб на невозможность получить ОСАГО, на длительную процедуру оформления. Как в этом случае работает УФАС, и когда ведомство вмешивается в дела на рынке финансов?

Если на финансовом рынке доминирующим положением злоупотребляют. Рынок страховщиков мы долгое время рассматривали. Сейчас у нас доминирует только «Росгосстрах». Мы следим за его поведением, не злоупотребляет ли он. А когда разовые поступают жалобы от граждан, это не наша функция, она передана в защиту прав потребителя и Центробанку. Сегодня государство считает, что федеральная антимонопольная служба мелкими жалобами граждан не может заниматься, только крупными, когда ущемляются интересы мелких предприятий или даже интересы государства. И баланс интересов крупных предприятий, их согласованных действий, картельные сговоры и соглашения. Это очень сложный механизм, все это доказывать сложно. Поэтому раньше у нас было очень много вопросов. Если вы посмотрите, какой банк доминирует на рынке, по какому виду продукции, тех, кто занимает порог более 10%, это очень сложно обнаружить.

На что люди чаще всего жалуются? Как разрешаются споры на финансовом рынке?

Сейчас поступают сообщения из очень многих городов, почему только через один банк заставляют, к примеру, оплачивать услуги детских учреждений; почему квартплата только через один банк. Это не в Уфе, в наших более мелких городах. Вы же знаете, что в любой банк можно зайти и оплатить квартплату, коммунальные услуги и так далее. В 2015 году у нас было много проверок, в ходе которых мы наказывали страховые компании за доминирование, как крупные монопольные мероприятия. И потом мы их наказывали за согласованные действия по одиннадцатой статье нашего закона «Картельные соглашения», что они разом отказались заключать договора на ОСАГО и не принимали людей, составляли целые очереди. Мы все инстанция суда выиграли. Эти вещи, конечно, входят в компетенцию антимонопольного органа. Иногда говорят: «Вот монополист. У нас во дворе одна аптека, и он монополист». Но это же границы рынка совершенно другие, это все зависит от движения товара.

В прошлом году на рынке автострахования в республике произошел резонансный случай в Кумертау, когда людям, чтобы получить полис ОСАГО, приходилось стоять в большой очереди, а затем единственное отделение автостраховщиков в городе вообще закрылось. Регулирует ли ведомство подобные ситуации?

Когда очередь образовывается, это все выходит за рамки компетенции антимонопольных органов. Там проблемы немного другие. Иногда говорят: «Запретите автоюристов». Но поймите, путем запретов ничего не сделаешь. Сегодня очень много всего изменилось, и закон изменился. Сейчас уже совершенно новые подходы, и таких жалоб не поступает. Сейчас мы смотрим, как будут реагировать страховые компании на то, что они теперь должны рассчитываться не деньгами в основном, а ремонтными работами. Одно время «Росгосстрах» выдавал деньги за автостраховку только в городе Белебей. И человек с Учалов едет за 50 рублями в Белебей. Это несерьезно, и в том, что в прошлом году происходило, вина и страховщиков, и участников рынка.

Как вы считаете, каким образом можно устранить засилье автоюристов на рынке? Насколько серьезна ситуация в республике?

Страховщики вовремя не выплачивали, и столько случаев, когда зажимали, намного меньше старались заплатить, поэтому на рынке и появились автоюристы. Тут как людям удобно, как выгодно. Сейчас мы будем прослеживать, каким образом все будет: будут ли отбираться хорошие компании, или лишь бы сделать, тяп-ляп. И нет ли здесь злоупотребления доминирующим положением, нет ли недобросовестной конкуренции среди страховщиков и среди компаний, которые ремонтируют. А так это просто рынок, он живой и подлежит постоянному изучению. Всегда руки должны быть на пульсе, мы должны грамотно определять грань, когда мы можем, а когда не можем вмешиваться.

Добавим, по итогам прошлого года в Башкирии на рынке ОСАГО выплаты автовладельцам увеличились на 30%.

11 апреля 2017