Главная » Эксперты Business FM »

В Башкирии пустует ниша интернет-торговли, причем заниматься ею может любая семья

В Башкирии пустует ниша интернет-торговли, причем заниматься ею может любая семья

Китай входит в число лидеров по экспорту товаров и услуг из Башкирии. К примеру, за последние девять-десять лет внешнеторговый оборот между республикой и Поднебесной увеличился в 2,5 раза. Так, за восемь месяцев прошлого года он достиг почти 503,5 млн долларов. Причем большая часть этих средств пришлась на экспорт. Прирост обусловлен увеличением объема поставок оборудования на 66% и минеральных продуктов в 2,2 раза. О том, почему китайцам удается удерживать одну из лидирующих позиций в экспорте не только с регионами России, но и другими странами, рассказал декан экономического факультета Башкирского государственного аграрного университета Расул Гусманов. Беседовал Дмитрий Жбанов.

Ваши прогнозы относительно республики. Какой экономический путь выберет Башкирия?

Сегодня в тренде семейные хозяйства, из-за этого снижается себестоимость. У нас неполная занятость, семейные, как раз небольшие фирмы могут еще больше получить развитие. Потому что во многих местах не все заняты, а семейная ферма может выиграть. Например, в поставках сыра, каких-то эксклюзивных продуктах, которые семейная ферма могла бы производить. И тут нужно вспомнить опыт Китая, в котором в квартирах делали елочные игрушки, какие-то резиновые изделия, перерабатывали пластик, что-то обтачивали из дерева и так далее, и сегодня эта культура производства в Китае сохраняется. Загляните на «Алибабу», на «Али Экспресс», и вы увидите, сколько производит китайский малый бизнес, сколько там предложений. И посмотрите, например, на наш «Авито». Вы увидите, что мы не то чтобы проигрываем, нас практически нет на этом рынке. И мы с «Али Экспресса» покупаем на миллиарды долларов штучные изделия, мелкотоварные изделия. Что мешает нашим предпринимателям закупать оптом и продавать подобные товары через электронную систему? У нас не так много интернет-магазинов, в частности, тут уж затраты совершенно маленькие.

Я специально проанализировал по пищевым продуктам электронный бизнес города Уфы. И вы знаете, я ничего такого, чтобы сказать «ах», не нашел. Ну, может быть, два хороших интернет-магазина, которые реализуют чай. Может быть, один-два магазина, которые продают алкоголь. И еще парочка магазинов – где-то сигареты, где-то еще что-то. Реально интернет-торговли у нас нет. Ну, Минсельхоз продвигает хороший проект по фермерскому продукту. Бурного расцвета интернет-торговли нет, но ведь затраты там минимальны. Создали сайт, обновляем его – это можно вести из дома: предприниматель полдня принимает заказы, полдня развозит. Можно и производимую кем-то продукцию, можно разделять оптовую партию, тут масса возможностей, и это не реализуется.

В Китае есть налог на самозанятых?

Там вообще все очень серьезно насчет налогов, по сравнению с нами там совсем серьезно. Неуплата налога в Китайской Народной Республике – это очень серьезное нарушение. Наши налоговые органы очень и очень лояльны, с учетом послаблений, и что можно с различными формами собственности, хозяйствования получить лояльные преференции.

Получается, у нас все есть, налоги очень небольшие, но никто ничего не делает. Это что, лень?

Вероятнее всего, это инерция, и она идет не только со времен Советского Союза. Инерцию мы копили все эти годы и реформ, и так далее. Безусловно, в ближайшее время нам придется подумать, чем мы будем кормить наших близких, как мы будем воспитывать детей.
Добавим, за последние пять лет рынок интернет-торговли увеличился в 2,5 раза и превысил 1 трлн 250 млрд рублей. Лидирует на нем Азия.

15 января 2019