Главная » Эксперты Business FM »

В Башкирии почти половина жалоб налогоплательщиков рассматривается в рамках досудебного урегулирования

В Башкирии почти половина жалоб налогоплательщиков рассматривается в рамках досудебного урегулирования

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров была введена в целях снижения нагрузки на суды и в целом количества налоговых споров. В России частично обязательный досудебный порядок ввели в 2009 году, с 2014 процедура досудебного обжалования распространилась на все споры. Тенденция снижения жалоб существенна. О процессе досудебного урегулирования налоговых споров и официальной статистике Business FM Уфа рассказала начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления Федеральной налоговой службы по Башкирии Гульнара Хусниярова.

Что представляет собой процесс досудебного урегулирования налоговых споров и в чем его преимущества?

Досудебное урегулирование налоговых споров – это комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством России о налогах и сборах, которые осуществляются должностными лицами налоговых органов в административном порядке в целях урегулирования налогового спора. Фактически – создание комфортных условий для налогоплательщиков при возникающих спорах с налоговыми органами. Это направлено на экономию времени и средств налогоплательщика на представительские расходы. Система досудебного аудита является инструментом качественного администрирования и способствует снижению количества жалоб налогоплательщиков на действия или бездействие налоговых органов. Благодаря тщательному сбору доказательственной базы в ходе налоговых проверок и повышению качества досудебной работы нам удалось сократить число судебных споров, оставив для судебного разбирательства дела только с перспективой рассмотрения в пользу налогового органа.

Преимущество досудебного урегулирования заключается в том, что налогоплательщик сохранит деловую репутацию, время и деньги, ведь разбирательство в суде бывает долгим и требует значительных финансов. При досудебном урегулировании госпошлину платить не нужно. К тому же при отрицательном досудебном результате налогоплательщик будет знать позицию инспекции, и это поможет при обращении в суд лучше подготовиться к защите. С 2007 года у нас есть статистика: в управление на рассмотрение поступило 678 жалоб, за девять месяцев этого года мы рассмотрели всего 283, количество жалоб сократилось более чем в три раза. Мы значительно снизили ту нагрузку на судебные органы, которая шла по налоговым спорам.

Куда нужно обращаться налогоплательщику?

Это уровень налоговых органов, когда по результатам выездных налоговых проверок или камеральных налоговых проверок налогоплательщики имеют право обратиться в инспекцию с возражениями на акт налоговой проверки. Если же налогоплательщик не согласился с этим решением, он имеет право обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан с жалобой непосредственно к нам, и наше решение налогоплательщик может обжаловать как в федеральной налоговой службе, так и в суде. Если налогоплательщик ранее не обращался в управление, жалоба все равно будет перенаправлена туда на рассмотрение. Обязательный порядок досудебного урегулирования вступил в силу с 2014 года, то есть налогоплательщик, прежде чем пойти в суд, все равно должен пройти процедуру досудебного урегулирования.

Вправе ли заявитель принять личное участие в рассмотрении своей жалобы?

Да, налогоплательщики могут участвовать при рассмотрении жалобы. Они приглашаются по необходимости, но хочу подчеркнуть, что основное достоинство досудебного рассмотрения – это оперативность, поскольку жалобы на действие-бездействие рассматриваются в течение 15 рабочих дней, а жалобы на решения по итогам налоговых проверок – в течение 1 месяца. Это процесс изучения документов, и в большинстве случаев споры рассматриваются без участия заявителей.

9 ноября 2015