Главная » Эксперты Business FM »

Прозрачность, удобство и экономия времени: эксперты о летних изменениях в государственных закупках

Прозрачность, удобство и экономия времени: эксперты о летних изменениях в государственных закупках

В России почти в три раза увеличилось количество нарушений в сфере государственных закупок, осуществляемых в рамках 44-го федерального закона. Если в 2016 Контрольно-счетная палата выявила 823 случая, то в прошлом году почти 2 тысячи. Общая сумма нарушений также выросла – с 50 до 104,5 млрд рублей. Ведомство связывает возросшие показатели с завершением формирования методической базы по проведению аудита в сфере закупок, увеличением числа проверок, а также открытостью сведений, размещаемых в единой информационной системе.

Вместе с тем счетная палата отмечает сложности в правовом обеспечении закупок. С момента принятия 44-й федеральный закон меняли 48 раз. Кроме того, приняли более ста подзаконных актов. Анализ показал, что в ряде случаев по одному вопросу принимается несколько актов, хотя ряд их положений дублирует друг друга. В июле этого года планируются новые изменения 44-ФЗ. Что они принесут, и станут ли закупки более прозрачной сферой, Дмитрий Жбанов обсудил с директором компании «Эксперт Центр» Владимиром Боксеровым.

С этого года внедряются новые способы закупок и электронных процедур. В чем именно заключаются изменения, и что они дадут на практике?

С 1 июля 2018 года наступает переходный период, который изменит некоторые процедуры, в частности, законом предусмотрены изменения и переход от открытого конкурса к конкурсу в электронной форме; от котировочной заявки, которую привыкли подавать нарочным способом по адресу заказчика, – к котировке в электронной форме и запросам предложения. Все эти типы закупок теперь будут электронными. Важный момент заключается в том, что сама процедура проведения конкурса теперь будет немного другой. Если на текущий момент у нас конкурс проводился двумя этапами – рассматривается техническая часть, затем квалификационная (техническая часть – это допуск и ценовое предложение, квалификационная – это опыт и наличие материально-технических ресурсов), теперь у нас будет три этапа, при этом все будет происходить в электронном виде. Первый этап – это рассмотрение технических предложений, заказчик будет принимать решение, допускать или нет. После этого у участников будет возможность один раз изменить цену, провести переторжку, зная, что они уже допущены, и зная количество участников. После проведения переторжки заказчик рассматривает квалификационное предложение. И только после того, как каждый участник получит балл, заказчик увидит итоговые цены. Тогда уже становится ясно, кто победит.

Как эти изменения отразятся на прозрачности конкурсов?

Это очень хорошая мера в части «обеления» конкурсных процедур. Я не имею в виду Башкирию, я говорю про некоторые регионы. Там прозрачность проведения конкурсов оставляла желать лучшего. Существуют разные приемы законного ограничения конкуренции, заказчики этим пользуются, наносят вред бюджету и малому бизнесу. Я оцениваю изменения положительно, они позволят наиболее конкурентоспособным компаниям с большей вероятностью выходить на рынок.

Удобства для участников понятны, а, с точки зрения заказчиков, станет ли им легче проводить конкурсы?

Маленькие детали. При проведении конкурса в электронной форме, если не приходит ни одна заявка, сейчас его признают несостоявшимся, и там начинается процедура, которая длится от двух то трех недель, пока его переопубликуют. Теперь же, если ни одной заявки нет, окончание подачи автоматически продлевается еще на десять дней. Это по конкурсу. По котировкам аналогичная ситуация, но в случае если будет одна или ноль заявок, окончание продлевается на четыре дня. На мой взгляд, это сделает закупки в районах более эффективными и конкурентными.

Добавим, общий объем закупок, размещенных в открытой части единой информационной системы в этом году, составил более 7 трлн рублей. Это на 11,5% выше уровня 2016.

28 апреля 2018