Главная » Эксперты Business FM »

Предприятия торговли и услуг в течение двух лет должны перейти на «онлайн-кассы»

Предприятия торговли и услуг в течение двух лет должны перейти на «онлайн-кассы»

15 июля вступили в силу положения федерального закона № 290 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также отдельные законодательные акты, которые существенно изменили действующее законодательство. Предполагается, что новшества позволят легализовать розничную торговлю и сферу услуг, увеличив тем самым налоговые поступления. Кроме того, покупатели смогут поверить по чеку, отчитался ли продавец по указанной в нем сумме в налоговой, а представители торговли и сферы услуг будут экономить на обслуживании контрольно-кассовой техники за счет использования современных онлайн-аппаратов.

О том, как и в какой срок продавцам нужно обзавестись такой техникой, беседуем с начальником контрольного отдела № 1 Управления Федеральной налоговой службы по Башкирии Рамилем Саксуновым.

Расскажите о каждом из нововведений.

Основным нововведением является переход к «онлайн» ККТ, то есть информация о расчетах отныне будет передаваться в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных. Ныне используемая ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) будет заменена фискальным накопителем, обеспечивающим запись и хранение фискальных данных в некорректируемом виде, а также дальнейшую передачу оператору фискальных данных.

Следующее новшество касается порядка электронной регистрации ККТ, заменяющего посещение налогового органа со специалистом центра технического обслуживания. Соответственно, появится новый сервис – личный кабинет пользователя ККТ, который позволит обеспечить юридически значимый документооборот между налогоплательщиками и ФНС России.

Одно из ожидаемых изменений связано с электронным видом кассового чека. Согласно новому порядку, при расчетах в сети интернет чек будет направляться покупателю в электронном виде. При иных расчетах обязательство выдачи электронного чека возникает, если покупатель до осуществления расчета предоставит продавцу посредством мобильного приложения свой абонентский номер либо адрес электронной почты. ФНС России разрабатывает соответствующее программное обеспечение с функционалом по формированию и считыванию QR-кодов.

Кого касаются эти изменения?

Изменения касаются всех, кто ранее применял обычную контрольно-кассовую технику или оказывал услуги населению с использованием бланков строгой отчетности. А с 1 июля 2018 года будут касаться и тех, кто ранее не применял ККТ в связи с нахождением в системе Единого налога на вмененный доход или же на патентной системе, выдавал взамен кассового чека товарный; тех, кто применял бланки строгой отчетности; и будет также распространено на торговые автоматы. Однако утверждены и новые категории предпринимателей, которые могут не применять ККТ в таких сферах, как уход за детьми и больными, сдача в наем квартир и других.

В какие сроки будет проходить замена старых контрольно-кассовых аппаратов новыми, и не станет ли этот переход обременительным для продавцов?

Внедрение новой контрольно-кассовой техники будет происходить поэтапно. До 1 февраля 2017 года предусмотрен добровольный переход на новый порядок регистрации ККТ, после этой даты регистрация ККТ будет осуществляться по новым правилам. Работать с ККТ, зарегистрированной до 1 февраля 2017 года, возможно до 1 июля 2017 года. При этом ФНС России активно прорабатывает вопрос о предоставлении налогового вычета. Речь идет об уменьшении исчисленной суммы налога на сумму понесенных расходов на приобретение ККТ.

Расширяется сфера применения ККТ. Так, налогоплательщики, находящиеся на специальных режимах налогообложения (плательщики патента, упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход), владельцы торговых автоматов и предприятия сферы услуг начнут применять ККТ с 1 июля 2018 года. Исключение составят пользователи в отдаленных от сетей связи местностях, которые могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Как изменилась ответственность за неиспользование контрольно-кассовой техники?

Обращаем внимание налогоплательщиков на возрастание штрафных санкций за неприменение ККТ и повторность совершения данного правонарушения при осуществлении расчетов без применения ККТ на общую сумму более 1 млн рублей, а также увеличение количества составов административных правонарушений по статье 14.5 КоАП РФ. Отныне установлена административная ответственность операторов фискальных данных, изготовителей ККТ и экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей ККТ.
Налоговые органы при осуществлении административного производства по делам о нарушениях законодательства о ККТ, при необходимости проведения экспертизы и иных действий, требующих значительных временных затрат, полномочны проводить административное расследование и вправе привлекать к ответственности в течение одного года с момента совершения административного правонарушения.

Важным нововведением стал порядок освобождения лица от административной ответственности в случае, если оно добровольно заявило в налоговый орган о неприменении им ККТ и устранило данное нарушение до вынесения постановления о назначении административного наказания. Также предусмотрена замена административного штрафа предупреждением, если лицо является субъектом малого или среднего предпринимательства и впервые совершает административное правонарушение.

Уже прошел месяц с момента вступления в силу изменений в законодательство. Начался ли процесс перехода на практике, и дошел ли он до Башкирии?

В настоящее время в целях реализации всех положений федерального закона на уровне правительств России и Республики Башкортостан разрабатываются и принимаются соответствующие нормативные и подзаконные акты. На данную работу, согласно пояснительной записке к законопроекту, отводилось до четырех-пяти месяцев. С момента вступления закона в силу, с 15 июля 2016 года, по новым правилам принимаются меры о привлечении нарушителей к административной ответственности.

Для чего нужны все внедряемые изменения?

Новации законодательства позволят покупателю на практике проверить чек ККТ (корректность отражения в нем информации о расчете и факт передачи его в налоговый орган), а затем по своему усмотрению распорядиться им, например, сохранить для собственных нужд или переслать в налоговый орган, если выявлены какие-либо нарушения.

Для налогоплательщиков снизятся ежегодные расходы на ККТ за счет уменьшения затрат на ее обслуживание и увеличения сроков службы фискальных накопителей, появится возможность в режиме реального времени контролировать обороты и финансово-экономические показатели бизнеса. Снизится административная и финансовая нагрузка на пользователей ККТ за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации ККТ и сокращения ежегодных издержек, связанных с ее использованием.

С точки зрения государства, ожидается легализация розничной торговли и сферы услуг, сокращение теневого оборота денежных средств и, соответственно, увеличение налоговых поступлений. Информация о расчетах позволит создать автоматизированную систему контроля полноты учета выручки, выявления зон риска совершения правонарушений, минимизировать проверки добросовестных налогоплательщиков и существенно повысить эффективность проверок, сместив акцент с массовых на точечные.

15 августа 2016