Главная » Эксперты Business FM »

Полуобнаженные люди и реклама бытовой техники с помощью шедевров мирового искусства. Правомерность использования таких образов в рекламе выяснило УФАС Башкирии

Полуобнаженные люди и реклама бытовой техники с помощью шедевров мирового искусства. Правомерность использования таких образов в рекламе выяснило УФАС Башкирии

В этом году республиканское управление Федеральной антимонопольной службы рассмотрело 225 дел, которые касаются нарушения законодательства о рекламе, по итогам работы выдало 97 предписаний. Дела заводили по фактам распространения ненадлежащей рекламы алкогольной продукции и несоблюдения общих требований при рекламе медицинских и финансовых услуг. О самых частых нарушениях в сфере рекламного рынка руководитель регионального ведомства Зульфира Акбашева рассказала в интервью корреспонденту Business FM Уфа Дмитрию Жбанову.

Как выявляют нарушения в сфере рекламного рынка?

Это точно такой же рынок, как рынок хлеба, молока, картошки, со своими, конечно, проблемами, но это же для людей делается реклама, для компаний. Иногда люди видят, что компания дает недобросовестную рекламу: они говорят, что они такие единственные, первые. И начинаются обращения. Нам иногда говорят: «Как вы там все шерстите, как вы нас зажимаете». Но это, наверное, не мы – это вы, наверное, не даете народу житья и покоя, потому что мы не проверяем. Мы работаем только по жалобам. Если у человека крик души, жалуется на органы власти, значит, ему плохо. Значит, что-то ущемляет его интересы. Поэтому любой человек, выйдя на улицу и увидев недостойную рекламу, имеет право обращаться.

Можете назвать самые распространенные случаи, когда реклама не соответствует законодательству? Как вы рассматриваете такие дела?

Пишут, что непознаваемая реклама или недостоверная, или что это оскорбляет личность, детей, взрослых. Обращений бывает очень много. В прошлом году вступил в действие четвертый антимонопольный закон, и там были серьезные изменения по недобросовестности на рынке. Ведь нет добросовестной конкуренции, это как: «Обращайтесь только к нам, только мы можем», такая реклама. Поэтому это сейчас разграничили. У нас работники рекламных услуг, психологи, знатоки русского языка. Очень много таких людей-фанатов. Собирается совет, где приглашаем и опрашиваем того, кто такую рекламу вывешивает. Выведем его на этот совет, и там члены совета его так воспитают.

Если говорить о работе ведомства в целом, бывают ли случаи, когда управление начинает действовать, не дожидаясь жалоб?

Такое случается. Мы изучаем сайты, что происходит на рынке. Особенно ФАС может начать действовать тогда, когда выявляются согласованные действия, картельные соглашения. К примеру, видим, что на торгах торгуются пятеро, один упал, а остальные движения не делают. А почему они движений не делают? Начинаем изучать. Может, это сговор, может, согласованные действия. Это самая сложная часть антимонопольного законодательства, это очень сложно доказывать, и такие дела по году, по два года изучаются. Вы посмотрите, в других странах антимонопольный орган – силовое ведомство, они могут выехать и проверять, но для этого тоже собирают информацию. А мы в основном не успеваем что-то сами рассматривать, потому что у нас ежегодно по 3,5 тысячи дел на 37 человек. Это очень большой объем.

В этом году на заседаниях экспертного совета при республиканском УФАС обсуждали вопросы использования в рекламе образов полуобнаженных женщин и мужчин, всемирно известных произведений искусства в качестве средства привлечения внимания к объектам бытовой техники, при этом картины дополняли изображениями различных предметов бытовой техники и размещали ценники.

Стоит отметить, при осуществлении своих полномочий сотрудники антимонопольных органов не должны разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну. Все дела в сфере рекламы чаще всего решаются выдачей предписаний участникам рынка о прекращении нарушений законодательства.

12 апреля 2017