Главная » Эксперты Business FM »

Новый ГОСТ битумов создаст еще больше проблем в дорожном строительстве

Новый ГОСТ битумов создаст еще больше проблем в дорожном строительстве

Ввод нового стандарта качества дорожных битумов может привести к серьезному дефициту этого продукта на рынке и проблемам в строительстве дорог уже со следующего года. По мнению экспертов, российские нефтеперерабатывающие заводы не готовы к производству дорожного битума по новым стандартам.

Новый стандарт битумов ГОСТ 33133-2014 был введен Евразийской экономической комиссией 29 декабря 2015 и должен был вступить в силу 1 сентября этого года, но вызвал протест, как среди производителей, так и среди представителей власти. По расчетам Минэнерго РФ, общий объем инвестиций, необходимых компаниям для модернизации битумных производств, составит не менее 2,5 млрд рублей. Между тем, требования нового ГОСТа к температуре хранения и транспортировке битумов, а также к изменению его массы и температуры после старения, не оказывают никакого влияния на соблюдение требований к дорожному полотну и безопасность дорог.

Редакция Business FM Уфа обратилась к директору Института нефтехимпереработки республики Эльшаду Теляшеву с просьбой прокомментировать ситуацию.

С этого года региональные стандарты ужесточились. Теперь на федеральном уровне планируют повысить планку в производстве битума. Смогут ли предприятия республики соответствовать новым требованиям?

Начнем с того, что региональные стандарты, которые мы сделали, – это вынужденная мера именно потому, что готовился тот самый ГОСТ Таможенного союза. Это нормативные документы, которые были подготовлены без должной научной проработки. Эти документы нормируют продукт, который отнюдь ситуацию в дорожном строительстве не улучшит. Именно поэтому эти СТО и сделали – нормативные документы, которые мы два года отрабатывали и с дорожной наукой, и с нефтепеработчиками, и с предприятиями-подрядчиками, и учитывали весь мировой опыт. А по тому нормативному документу Таможенного союза, который вышел, выпускать продукцию не сможет ни одно предприятие в нашей стране. Там есть невыполнимые пункты, невыполнимые показатели, о которых сегодня мало говорят даже эксперты.

Можете привести пример, о каких пунктах в нормативе идет речь?

Есть совершенно неграмотные несоответствия: там введены показатели тиксотропии, которые нехарактерны для битумов, есть нестыковки по индексу пенетрации. Это отдельные пункты, о которых мы говорим. То есть этот стандарт стандартом не является. Это документ, который создан из отдельных фрагментов европейских нормативов, российских ГОСТов и так далее. Он научно не проработан, не осмыслен, не обдуман, и введение его сегодня преждевременно. Он должен был быть введен с 1 сентября, но, как видите, до сих пор не введен как единственный и обязательный.

Как можно изменить сложившуюся ситуацию? Может быть, есть какие-то радикальные меры?

Я пока не знаю. Сегодня нормотворчество на федеральном уровне, к сожалению, весьма некомпетентно. Надо изучать опыт ведущих стран, надо изучать опыт европейский, американский. Изучать опыт наших соседей – Казахстана и Белоруссии. Вот тогда что-то может измениться. А на сегодня это делается без понимания, что такое дорога, что такое битум, какая роль битума в этой дороге, какие должны быть конечные требования. Возьмем, например, показатель, который сидит у нас в федеральном нормативе на асфальтобетон. Это ограничение прочности асфальтобетона при нуле по верхней планке. То есть мы не имеем права делать асфальтобетон прочнее, чем какой-то показатель. Ни в одном стандарте мира этого показателя нет. То есть мы заведомо делаем покрытие, не устойчивое к образованию колеи и так далее. Там очень много этих несоответствий, неточностей, ляпов.

Стоит отметить, сейчас потенциалом производства битумов по новым стандартам в стране обладает Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод, который в 2014 году построил битумную установку и пытается обеспечить ее загрузку. Пока это единственное производство в стране, которое теоретически может работать по новому ГОСТу.

12 октября 2016