Главная » Эксперты Business FM »

Минэкономразвития России простимулирует участие малого и среднего бизнеса в госзакупках

Минэкономразвития России простимулирует участие малого и среднего бизнеса в госзакупках

Сейчас в стране субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают только 10% заказов госкомпаний и инфраструктурных монополий. Согласно уточненной версии «дорожной карты» расширения доступа малого предпринимательства к закупкам, к концу года их доля должна возрасти до 15%, а еще через год – составить четверть всего объема торгов.

С прямыми закупками ситуация обстоит сложнее: на малые предприятия приходится только 2% заказов. В планах Минэкономразвития России – к концу года довести долю малого и среднего бизнеса до 5%, в 2015 году – до 10%. Таким образом, бизнесмены могут получить дополнительно около 1 трлн рублей, если стимулировать его участие в закупках госкомпаний.

О том, что происходит в этой сфере в Башкирии, – в интервью с Уполномоченным по защите прав предпринимателей республики Рафаилем Гибадуллиным. Беседу ведет Надежда Оконечникова.

Какие меры на федеральном и местном уровнях принимаются для обеспечения более широкого доступа к участию субъектов малого и среднего бизнеса в госзакупках?

Одной из регулятивных функций государства является доступ малого и среднего бизнеса к государственным и муниципальным закупкам. Поэтому чем шире государство будет использовать внутренний рынок, развивать внутренний спрос и предложение, тем больше будет возможностей у малого и среднего бизнеса развиваться, который не может осилить крупные объекты целиком, но может развивать деятельность по каким-то отдельным направлениям. Перевозка, услуги, поставка товара – небольшие объемы работ.

Как сейчас в Башкирии обстоит ситуация с участием малого и среднего бизнеса в госзакупках?

Мы видим, что, в основном, малый и средний бизнес не развивается. У нас почти 35% в сфере торговли, а производство и переработка не развиваются, потому что отсутствуют соответствующие заказы, нет конкурентного поля для этого. Государство не формирует определенное направление деятельности. Мы очень надеемся, что в связи с теми событиями, которые происходят сегодня, большое внимание руководство страны обратит на развитие внутреннего производства, импортозамещение. Это даст широкие возможности для развития малого и среднего предпринимательства.

Направляют ли предприниматели вам жалобы, связанные со сферой госзакупок?

При формировании госзаказа и реализации этого процесса существуют проблемы. От предпринимателей поступают жалобы, например, на несоблюдение административных регламентов, когда несвоевременно дается информация о проводимых конкурсах, или ее не видно и не слышно. Нередко во время конкурсов применяют такие технологии как выставление заказов единым лотом, или устанавливают сразу высокую цену. Это тоже мешает малым предприятиям активно участвовать.

Есть еще одна проблема. К примеру, по итогам конкурса предприятие выигрывает тендер, выполняет работы, подписывает акты выполненных работ, и вдруг ему не оплачивают выполненные работы. Здесь у нас очень много жалоб и обращений от предпринимателей. Мы работаем в этом направлении с муниципалитетами, чаще всего объяснением этих неплатежей является отсутствие денежных средств. Но мы понимаем, что происходит. Видимо, деньги перераспределяются на другие направления, тогда как существует четкое целевое предназначение тех средств, по которым проводится конкурс. По этим нарушениям мы направили письмо в Минфин республики по контролю над целевым использованием денежных средств, выделяемых непосредственно под государственные и муниципальные закупки.

23 мая 2014