Главная » Эксперты Business FM »

Кому нужен Восточный выезд из Уфы? Разработчики инвестиционного проекта о его возможной пользе

Кому нужен Восточный выезд из Уфы? Разработчики инвестиционного проекта о его возможной пользе

В начале августа станет известен список участников конкурса на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации так называемого Восточного выезда из Уфы. Разработкой инвестиционной модели реализации проекта занимался Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ). О возможной пользе нового выезда мы побеседовали с директором ФЦПФ по проектам городского и дорожного хозяйства Александром Яшечкиным.

Что даст появление Восточного выезда городу и республике?

С точки зрения развития федеральной сети дорог уфимская агломерация обладает высоким потенциалом: Восточный выезд соединит две федеральные дороги М-5 и М-7, как это в идеале должно быть сделано во всех крупных населенных пунктах. Транзитный автомобильный поток, который переходит с М7 на М5, сможет проходить мимо городских улиц. Для республики это уже второй запущенный инвестиционный конкурс на условиях ГЧП. Для города также важно, что данная инфраструктура позволит развивать с точки зрения девелоперской деятельности так называемое Зауфимье: там возможно жилищное строительство, подготовка промышленных площадок.

Как вы считаете, насколько значительным может быть развитие этой территории?

В свое время были разные оценки возможной стоимости проектов на этой территории, и общая стоимость реализации оценивалась порядка 20-40 млрд рублей. Соответственно, вся эта деятельность в большей степени будет сказываться на налоговых отчислениях в пользу города, но с точки зрения общего социально-экономического эффекта, несомненно, это будет иметь свое влияние и на поступления в республиканский бюджет.

Как рассчитывалась доходность проекта?

Для расчета доходов от проекта мы в первую очередь использовали те нормативы, которые приняты правительством России в части тарифов по построенным автомобильным дорогам, использующимся на платной основе и реализованным в рамках концессионных соглашений. Мы максимально старались приблизиться к положениям, закрепленными этими документами, так как в Республике Башкортостан на текущий момент политика в области платных автомобильных дорог не сформирована. Если говорить непосредственно про сам тариф, то для расчетов были использованы показатели: в 150 рублей для легковых автомобилей и 300 – для грузовых. Данные цифры могут быть скорректированы в случае значительного расхождения фактического спроса на услуги платной дороги с прогнозными значениями в момент ввода дороги в эксплуатацию. Согласно проектной документации, ее ввод должен состояться  через 4-5 лет. Соответственно, в этот момент будет установлена финальная стоимость проезда. В данном случае платная эксплуатация дороги будет не только приносить отчисления в доходную часть бюджета, но и являться методом регулирования потоков транспорта, проходящих по этой дороге.

Насколько интересен будет проезд на платной основе?

При подготовке еще одного проекта, не в Уфе, в другом регионе, мы сталкивались с ситуацией, когда стоимость проезда по мостовому переходу устанавливалась в 500 рублей. Проведенные социологические опросы показали, что люди готовы платить, причем и 500, и 1 000 рублей, потому что задыхаться в пробках и стоять по восемь часов никто не хочет. Здесь будет всегда вопрос стоимости времени. Если люди будут считать, что 150 рублей для них приемлемая цифра, и их время дороже, чем эти 150 рублей, они поедут. Конечно, эти цифры должны быть скорректированы с учетом социально-экономической обстановки в регионе в целом, а также среди пользователей данной автомобильной дороги. Все это, на наш взгляд, необходимо будет актуализировать, и еще раз спросить у пользователей, сколько они готовы заплатить, и на основании этого сформировать тот тариф, который приведет к наибольшему количеству пользователей и, как следствие, максимизации выручки для бюджета.

Александр, как другие регионы России сегодня решают вопрос строительства альтернативных выездов?

Если говорить об аналогичном опыте, то классическим вариантом решения вопроса транзита через город является строительство обхода того или иного города. Например, обход Краснодара сейчас рассматривается, Хабаровска. Тоже достаточно капиталоемкие инвестиционные проекты. При этом данная инфраструктура будет использоваться на платной основе.

18 июля 2016