Главная » Эксперты Business FM »

Книжный бизнес: насколько рентабельно это направление предпринимательства?

Книжный бизнес: насколько рентабельно это направление предпринимательства?

30 сентября в Уфе прошел книжный форум. На мероприятии в числе других тем обсуждали перспективы развития книжного бизнеса. Об основных проблемах такого бизнес-направления мы побеседовали с одним из спикеров форума, заместителем генерального директора издательской группы «Эксмо-АСТ» Мариной Абрамовой.

Насколько перспективно сегодня развивать издательский бизнес?

Ни для кого не секрет, что произошло слияние крупного издательского бизнеса в стране, потому что были сложные периоды, когда маленькому издательству было очень тяжело выживать. Сейчас книжный рынок достаточно стабилен, он стабилизировался, и даже наблюдается определенный рост. Поэтому я уверена, что в ближайшее время мы увидим новые издательские проекты, не в каких-то крупных издательских холдингах.

Вы говорите о росте рынка, значит, издательский бизнес сегодня интересен предпринимателям. А насколько прибыльно такое направление?

Сейчас все уходит в конкретные отдельные проекты. Каждый автор, каждая серия книг – это отдельный бизнес-проект. Из-за того, что мы сталкиваемся с приходом новой виртуальной реальности, когда книга становится первоисточником для кино, для интернет-игр и так далее. Конечно, есть такие проекты, которые очень выгодны, особенно когда мы говорим о какой-то экранизации, совместной деятельности с крупнейшими представителями киноиндустрии. Поэтому есть очень успешные с коммерческой точки зрения проекты, продукты и так далее.

Расскажите об основных проблемах и рисках такого бизнеса.

Безусловно, низкая маржинальность., потому что, к сожалению или к счастью, книга – это не нефтепродукт. Например, из чего складывается цена любой книги? 20-25% – это права, это роялти, которое мы должны заплатить автору либо правообладателю, если покупаем книгу за рубежом. А так как Россия должна быть постоянно в тренде, мы не можем не покупать самые лучшие бестселлеры, потому что мы не можем обделить наших читателей, как бы это дорого ни было. Проблема еще и в том, что сейчас производство и материалы очень дороги. Мы закупаем практически всю бумагу за рубежом, печать очень часто за рубежом, если говорить о детской продукции. Поэтому себестоимость книг очень высока на данный момент, снизить ее практически невозможно.

Вы говорите о дороговизне производства бумажных книг. Может быть, издательствам стоит выходить на онлайн-рынок?

У нас есть всего несколько площадок, которые занимаются производством и продажей онлайн-книг, – это «ЛитРес», Ozon. В принципе, это отдельный бизнес, но он не может существовать без бумажной копии. Потому что все равно первоисточник – это бумажная книга, которую только потом переводят в электронную копию. Сейчас есть тенденция сокращения рынка электронных книг за рубежом, потому что он уже достиг своего потолка. Нам еще до этого потолка ползти лет десять, ну, а что будет дальше, время покажет.

3 октября 2016