Главная » Эксперты Business FM »

Каким будет бренд Уфы, и нужен ли он? Вопрос остается открытым

Каким будет бренд Уфы, и нужен ли он? Вопрос остается открытым

О будущем бренда Уфы говорят уже около трех лет. Но дальше визуальной составляющей – «трех шурупов» – эксперты так и не ушли. Обсуждений, в том числе, на уровне международных экспертов-урбанистов, ведется много. Однозначного решения, даже о том, нужен ли вообще бренд Уфе, пока нет. В нашей студии директор «Фонда развития городских проектов» Владимир Барабаш и исполнительный директор Фонда Виталий Пилипчук. Беседу ведет главный редактор Business FM Уфа Надежда Оконечникова.

Владимир, прошли городской фестиваль «Уфа будущего» и круглый стол о бренде города. Вновь поднимался вопрос «трех шурупов». В теме развития бренда дальше «шурупчиков» пока не ушли?

«Шурупчики» – это айдентика, а не бренд. Мы привыкли к тому, что традиционные бренды Башкирии – цветок курая, мед, кумыс. Если чуть глубже – лошади башкирской породы, еще глубже – природа родного края. Но никто никогда не задумывался над формированием полноценной бренд-платформы, которая хотя бы увязывала между собой все вышеперечисленные вещи. А ведь очень много нюансов, которые символизируют. Есть «три шурупа» – некая уникальная вещь, которая есть только у нас, но понятная многим в России. Есть ХК «Салават Юлаев» – тоже всем известный бренд, уже за пределами республики. Есть, условно, костюм башкирской девушки или лисья шапка…

Виталий, на ваш взгляд, надо ли разрабатывать бренд Уфы?

Бренд сам по себе является производной стратегии развития города. Стратегия – это определенные характеристики, и заблуждение большинства обывателей в том, что бренд – это нечто визуальное. На самом деле речь вообще о другом – о брендах территорий, а они строятся на характеристиках.

Владимир: Самый простой пример. Уфа – самый зеленый город среди российских городов-миллионников и входит в тройку-пятерку самых зеленых городов-миллионников мира. Это тоже основа для бренда. На форум UrbanБайрам, который проходил в 2014 году, приезжали итальянские специалисты по ландшафту, урбанистике, они очень высоко оценили потенциал города именно с этой стороны. На форуме UrbanБайрам в 2013 году, например, советник мэра Лондона по дизайну или люди, которые готовили Барселону к Олимпиаде, подметили другую интересную особенность. В Уфе есть уникальное архитектурное решение, оно спорное – это совмещение старины и современной архитектуры, старинное здание – и рядом стекло и бетон. Специалисты сказали, что это интересное решение, уникальное в мировом масштабе. Существуют отдельные попытки это реализовать, но так, чтобы в рамках города как отдельное архитектурное решение, этого нет. И это может стать нашей визитной карточкой, отличительной чертой. Это тоже предмет обсуждения, общественной дискуссии.

Владимир, и когда мы к этой дискуссии придем?

Для того, чтобы к этой дискуссии подойти, надо объяснить людям, что бренд – это не «три шурупа» и не цветок курая. Бренд – это некая уникальная особенность, которая есть у города, и ее надо развивать. Возможно, при разработке бренда, поиске этой уникальности вообще родится что-то новое, и здесь очень важен общественный диалог.

10 июня 2015