Главная » Эксперты Business FM »

Как изменятся правила учета продаж алкогольной продукции? Во сколько это обойдется предпринимателям, и на что стоит обратить внимание?

Как изменятся правила учета продаж алкогольной продукции? Во сколько это обойдется предпринимателям, и на что стоит обратить внимание?

С 1 января вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся регулирования рынка алкогольной продукции, а именно правил учета продаж. Подробнее об этом говорим с экспертами, которые находятся в студии Business FM Уфа. Это главные государственные налоговые инспекторы отдела выездных проверок межрегиональной инспекции ФНС России по республике Руслан Азатов и Виль Гареев, а также руководитель бизнес-направления автоматизации розничной торговли компании «Первый БИТ» Ирина Хазипова.

И первый вопрос для Ирины. Расскажите об изменениях в правилах продажи алкоголя.

Новые изменения вводились поэтапно с 1 января 2016 года, а в ночь с 31 декабря на 1 января 2017 начала работу автоматизированная система контроля соответствия остатков алкогольной продукции в торговой точке с данными об остатках алкоголя в системе ЕГАИС. Участникам отрасли отводилось шесть месяцев на подготовку к новым правилам работы. Обязанность вести учет оборота алкогольной продукции вводилась поэтапно: 1 января 2016 года ввели регистрацию в ЕГАИС операций по закупке АП, 1 июля ввели регистрацию в ЕГАИС розничных продаж АП и подключили кассовые аппараты к передаче данных в ЕГАИС в онлайн-режиме.

Можете подробнее рассказать о контроле над остатками в точках продаж?

Поскольку изменения вводились поэтапно с разными сроками для разных участников рынка, то реальная картина по обороту АП не сходилась по данным в самих торговых точках и в системе ЕГАИС. Завершающий этап автоматического контроля наличия и движения алкоголя внутри системы стартовал 1 января 2017, введение контроля остатков. Это большие изменения, которые впервые вводят регламентированный государством товарный учет. Ранее магазины могли вести товарный учет в произвольном порядке – и в тетрадке, и в экселе, и в товарно-учетных программах. Теперь учет алкоголя систематизирован и прозрачен.

Виль Валирикович, на что стоит обратить внимание участникам отрасли? Какие особенности в сфере продажи алкоголя появились в связи с изменениями в законодательстве?

Я хочу обратиться к участникам отрасли и напомнить им, что по обновленным 171-ФЗ и 54-ФЗ продавцы любых спиртосодержащих напитков, в том числе пива, сидра, медовухи, пуаре, должны начать использовать контрольно-кассовую технику уже 31 марта 2017 года. Это касается не только ООО, но также предпринимателей и организации на ЕНВД, ПСН, УСН. Это требование относится к розничной торговле и компаниям общественного питания. Последний день, когда такие торговые точки могут торговать пивом без кассы, – 30 марта 2017 года.

Руслан Асхадович, есть ли какие-то особые требования к кассам при торговле пивом?

Требования к контрольно-кассовой технике единые для всех компаний, вне зависимости от их сферы деятельности. Более того, с февраля 2017 года ФНС прекращает регистрировать кассы с ЭКЛЗ. После 1 февраля можно зарегистрировать только онлайн-кассу при наличии договора с ОФД. Это значит, что такие кассы сразу после регистрации начнут передавать данные в ОФД. Получается, что продавцам слабоалкогольной продукции с 1 февраля 2017 года придется покупать кассы, работающие по новому порядку. Если в торговых точках уже используется кассовый аппарат, то его можно будет эксплуатировать только до 31 июня 2017 года. Все кассы с ЭКЛЗ будут сняты с регистрации в ФНС 1 июля 2017 года, и работать можно будет только с онлайн-кассами, в которые встроен фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ.

Ирина, каких затрат продавцам слабого алкоголя стоит ожидать в связи с изменениями в законе?

Основные затраты возникнут при покупке нового кассового аппарата. Так, автономная касса «АТОЛ 90Ф» стоит 17 тысяч рублей, а стоимость фискального регистратора той же марки – от 18 тысяч. Оплата контракта с ОФД в сумме 3 тысячи рублей и оплата канала интернет для передачи электронных чеков и других фискальных документов. Среди дополнительных затрат такие, как оплата услуг технических специалистов по помощи в регистрации кассы и подключении ее к ОФД, услуги по обучению персонала работе с кассой по новым требованиям.

С чем могут быть связаны дополнительные затраты?

Дополнительные затраты обычно возникают, если продавцы не имеют достаточно времени на изучение инструкций или боятся сделать какие-либо ошибки в первичных настройках онлайн-кассы. Но покупка новой кассы не обязательна, поскольку некоторые кассы старого образца можно модернизировать. В этом случае нужно просчитать стоимость модернизации старой кассы, поскольку для некоторых моделей касс эта цена выше, чем покупка новой кассы.

И еще хочу добавить, если в магазине или месте общепита используется кассовая программа, которая формирует чеки для печати на кассе, то ее нужно заранее подготовить к работе с новыми кассами: или обновить, или доработать силами программистов, или же приобрести новую, если старая программа не сможет работать с онлайн-кассой.

17 января 2017