Главная » Эксперты Business FM »

«Азык-тулеки», объединяйтесь!»: в Уфе пройдет форум для «магазинов у дома»

«Азык-тулеки», объединяйтесь!»: в Уфе пройдет форум для «магазинов у дома»

Ранее в эфире Business FM Уфа мы анонсировали, что под брендом «Азык-тулек» планируется объединить более 4 тысяч республиканских магазинов. Сегодня мы говорим о перспективах развития проекта «Азык-тулек». У нас в студии директор Фонда развития городских проектов Владимир Барабаш и исполнительный директор Фонда Виталий Пилипчук.

Виталий, для тех, кто еще, может быть, не в курсе: в чем суть проекта «Азык-тулек»?

«Азык-тулек» – это содружество малых продуктовых магазинов. Проект, направленный на повышение эффективности и развития формата «магазин у дома». Конечная цель – сделать продукты на полках доступнее, ближе к дому и стимулировать развитие малого бизнеса в Уфе в частности и в перспективе – на территории республики. Мы готовим первое мероприятие – форум «Азык-тулек», в котором примут участие как магазины (мы ожидаем представителей нескольких сотен малых торговых точек), так и производители.

Что мы планируем получить в результате форума? Во-первых, реальную обратную связь от профессионального сообщества. В режиме соучастного проектирования мы запустим ряд общесетевых акций под «зонтиком» «Азык-тулек», которые позволят вывести продажи для малых продуктовых магазинов на другой уровень. С другой стороны, малые предприниматели-производители, для которых по разным причинам недоступны полки в сетевых магазинах, тоже смогут интегрироваться в общую стратегию. В рамках форума мы придем уже к конкретному продукту, в режиме которого отработаем этот год.

Владимир, с какими, на ваш взгляд, проблемами сталкиваются сегодня «магазины у дома» в непростой экономической ситуации, и как участие в проекте «Азык-тулек» поможет их разрешить?

«Магазины у дома» поставлены в неравные условия в силу того, что они маленькие, их никто не слышит, они не могут предъявлять претензии по качеству, торговаться по цене, потому что берут в малом количестве. Они не могут регулировать сроки доставки, поскольку их встраивают в свою логистическую цепочку те, кто крупнее. В результате они теряют на наценке, ассортименте, возможно, несвоевременной доставке. То есть целый набор проблем, которые решили для себя за счет прямого экономического взаимодействия крупные сетевые магазины. Соответственно, самостоятельно ни один ИП никогда не решит этот вопрос, даже если у него мини-сеть из 3-5 магазинов. Это ничто по сравнению даже с одним крупным сетевым магазином.

И здесь подобным магазинам мы даем возможность выступить не отдельной соломинкой, а объединиться в веник, который очень сложно сломать руками. Во-первых, их голос будет лучше слышно, во-вторых, они смогут совместно договариваться с поставщиками об условиях контроля качества и стоимости продукции. Когда покупает один – это одно, когда покупает 400 уфимских магазинов – это больше, чем любой сетевой магазин. Это не прямая конкуренция, и неправильно эти магазины сталкивать лбами, но можно хотя бы приблизить маркетинговую возможность. Вот основная задача проекта, который мы реализуем.

Виталий, каковы, по вашему мнению, реальные преимущества «магазинов у дома» перед сетевиками?

Этот проект пересекается с общегородскими задачами по улучшению качества жизни, потому что малые продуктовые магазины, помимо ряда проблем, о которых сказал Владимир, имеют ряд преимуществ. Они могут управлять, брать уникальные ограниченные товарные предложения, как это делает ряд предпринимателей. Есть удачный опыт в Уфе, когда люди берут конкретную качественную продукцию, которую можно купить только у них в ограниченном количестве, и этого не делают сетевые магазины. В данном случае это существенное подспорье для тех же фермерских хозяйств. Такой подход позволяет совершенно по-другому подойти к нашему региональному бренду «Азык-тулек». Фактически он уже существует. Каждый из предпринимателей уже себя ассоциирует: мы же «азык-тулеки», как они себя называют. Тем не менее, они видят общие проблемы и готовы их совместно решать. Более того, проект усиливает то, что мы обладаем первичной информацией по тем нуждам, которые есть у города.

Владимир, понятно, что сегодня для того, чтобы малому и среднему бизнесу выжить, нужно не просто идти на шаг впереди, но все же: как реализация проекта «Азык-тулек» поможет в развитии малого и среднего бизнеса у нас в регионе?

Мы не стремимся загнать всех в единую бренд-концепцию, чтобы у всех были одинаковые вывески или еще что-то. Они и так уже все «азык-тулеки». Мы даем набор добровольных маркетинговых рекомендаций, которые могут улучшить их работу. Как оформлять полки, входные группы, вывески – все это есть в маркетинговом наборе, который дается бесплатно. И уже сам предприниматель принимает решение, что из этого использовать, или его в принципе устраивает то, что у него сейчас есть. Задача Фонда развития городских проектов – улучшение качества жизни в городе, в котором сильно недооценена роль малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес окружает нас на каждом шагу. Улица гораздо живее, если на ней есть маленькие магазинчики, потому что они благоустраивают перед собой территорию. Важно помнить, что основой сбалансированного развития городской среды является работа малого предпринимательства. С другой стороны, в экономику города и структуру бюджета большой вклад вносят не только крупные предприятия, но и малый и средний бизнес. И от того, насколько хорошо он себя чувствует, насколько хорошо и качественно работает, зависят поступления в бюджет и то, как оплачиваются все социальные функции города.

1 марта 2016