Главная » Тема дня »

За три года в систему образования республики направлено 138,5 млрд рублей

За три года в систему образования республики направлено 138,5 млрд рублей

Сегодня в республике в сфере образования реализуются три крупных проекта. Сумма, направленная в отрасль за последние три года, составляет 138,5 млрд рублей. Расходы консолидированного бюджета Башкирии на образование в прошлом году, по сравнению с 2011, увеличились почти в 1,5 раза.

На модернизацию системы образования Башкирии в 2011-2013 годах направлено 4,8 млрд рублей. Эти мероприятия финансируются со стороны федерального и регионального бюджетов. В целом, за прошедшие три года на данную сферу затрачено 138,5 млрд рублей. Министр образования республики Альфис Гаязов заявил, что эти средства расходуются по назначению: «Проблема эффективного и полного использования этих средств находится под постоянным контролем правительства и министерства. В прошлом году модернизационные деньги в размере 1,5 млрд рублей у нас были, и мы вернули всего 49 тысяч. Такой показатель – единственный в России, и это означает, что мы общими усилиями выполнили программу в полном объеме».

В прошлом году в Башкирии принята госпрограмма «Развитие образования республики», рассчитанная на 5 лет. Общий объем ее финансирования составляет более 187 млрд рублей, в прошлом году затрачено 39 млрд. Средства предусмотрены на повышение зарплаты педагогам и достижение плановых отраслевых показателей.

При росте расходов на систему образования (почти в 1,5 раза в 2013 году по сравнению с 2011) качество знаний учеников ухудшилось. Средний балл по ЕГЭ в этом году был снижен.

Недостатки обнаруживаются и в схеме расходования выделенных средств. О проверке деятельности министерства аудиторами Контрольно-счетной палаты говорит депутат Госсобрания – Курултая республики Загир Хакимов: «Нарушений очень много, в том числе по эффективному использованию автобусов. Да, автобусы покупаются, но они или неэффективно распределены, или их не могут использовать, потому что нет бензина, нет водителей, нет техобслуживания. Кроме того, были и другие нарушения, например, неэффективно использовались ноутбуки, потому что учителя, которые получили ноутбуки, не умеют ими пользоваться. А если даже и умеют, то сельские школы, в которых они работают, не подключены к сети интернет».

По словам министра образования республики, особых проблем в этой сфере нет. Вопрос нехватки топлива находится в компетенции муниципалитетов, а время использования компьютеров и ноутбуков регламентировано и соответствует СанПинам. Поэтому некоторые учителя практически не пользуются техникой не из-за отсутствия навыков, а следуя нормативам.

В целом, складывается впечатление, что профильное министерство несколько оторвано от происходящего: его представители манипулируют только отчетными данными, не владея информацией о реальном состоянии дел отрасли.