Главная » Тема дня »

В России ожидается рекордный объем прироста торговых площадей за всю историю рынка – до 2,87 млн кв. м

В России ожидается рекордный объем прироста торговых площадей за всю историю рынка – до 2,87 млн кв. м

Как отмечают аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank, в этом году на рынке торговой недвижимости России ожидается рекордный объем ввода торговых центров – 2,87 млн кв. м, из которых 1,8 млн «квадратов» придется на регионы, что свидетельствует об активной экспансии девелоперов на региональных рынках.

В первом полугодии в городах страны ввели в эксплуатацию 18 качественных торговых центров общей площадью свыше 541 тысячи кв. м, что на 30% больше, чем в первом квартале прошлого года. Уже в третьем квартале 2016 показатель объема качественных площадей в России преодолеет отметку в 40 млн кв. м. Сегодня суммарное предложение достигло 39,8 млн «квадратов». При этом на долю региональных городов приходится около 60% всех качественных торговых площадей страны – 22,4 млн кв. м.

О том, с чем связан такой существенный прирост, рассказывает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Ясько: «Как известно, еще до кризиса 2008-2009 годов у нас был заявлен к вводу очень большой объем торговых площадей в разных региональных городах. Потом случился кризис, многие объекты были заморожены. В основном продолжили свое развитие проекты в Москве и Петербурге, и вообще рынок развивался поступательно. В 2011-2013 годах, когда произошло некое оттаивание рынка, многие проекты возобновились. И мы сейчас имеем тот объем, который у нас вышел. Если говорить о тех городах, которые развивались наиболее активно за последние пять лет, то рекордсмены среди них Уфа и Волгоград. Там объем увеличился практически в два раза относительно того, что было еще пять лет назад».

С точки зрения обеспеченности жителей качественными торговыми площадями в Уфе показатель достигает 373,4 кв. м на 1 тысячу жителей, продолжает Ясько: «Сам по себе объем может ни о чем не говорить, а вот насколько обеспечен каждый житель города профессиональными торговыми площадями – это уже показатель, который влияет на качество жизни. У нас вырос не только объем, но и обеспеченность. Рынок Уфы отличался тем, что за последние несколько лет прирост произошел за счет крупных объектов. Если поначалу рынок развивается с мелких объектов, дальше появляется большее количество ритейлеров, рынок растет, и объемы увеличиваются. Девелоперы становятся смелее и развивают объекты, которые предлагают еще и некую развлекательную функцию. Для них нужны крупные форматы. Такие объекты появлялись, в том числе, в Уфе, и за счет них мы видим прирост, который увидел город за последние пять лет».

Говоря о показателях обеспеченности жителей Уфы качественными торговыми площадями, генеральный директор агентства недвижимости «Эксперт» Елена Андреева отмечает, что данные соответствуют действительности. Географические особенности города, а именно наличие обособленных районов и их удаленность, создают потребность в строительстве торговых центров местного значения: «У нас исторически – в каждом районе, плюс еще есть районы, которые развиваются за реками, там тоже нужны торговые центры. И в итоге в Уфе их много. Вторая причина: получилось так, что в черте Уфимского полуострова оказалось много предприятий, которые были выведены либо закрыты. То есть здания, которые рушить жалко, построены они в советское время на совесть, хорошо. Что с ними  делать? Может, еще и с этим связано».

Добавим, в таких городах, как Казань и Воронеж, отмечается снижение показателя обеспеченности качественными торговыми площадями: на фоне активного прироста населения здесь практически не вводились в эксплуатацию новые  торговые центры.