Главная » Тема дня »

В Башкирии разработают собственные нормативы для улучшения качества дорог

В Башкирии разработают собственные нормативы для улучшения качества дорог

Протяженность дорог в республике сегодня составляет 25 тысяч километров, около 78% подлежит ремонту. Вопросов у специалистов не возникает лишь к тем дорогам, которые построили от года до трех лет назад. Ежегодно в Башкирии ремонтируется от 700 до 1 тысячи километров дорог, что позволяет лишь остановить деградацию. А для того чтобы привести в норму всю дорожную сеть региона, необходимо ежегодно ремонтировать от 3 до 3,5 тысячи километров. Комментарий заместителя председателя госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству РБ Рима Гилязетдинова: «Наши дороги построены в 60-70 годы прошлого века. Там, образно говоря, нет ни одного кубометра привезенного грунта. Все сделали как? Собрали в кучу, укатали тракторами. Сверху положили немного ПГС и щебенки. И получилась как бы дорога. Сколько не клади на нее асфальтобетона, все равно основания у дороги нет, оно не будет выдерживать. Раньше по нашим дорогам ходили ЗИЛы, КамАЗы, а сейчас фуры общей массой 60-70 тонн. Плюс интенсивность, которая, к примеру, на дороге «Уфа-Аэропорт» превышает 28 тысяч единиц в сутки».

При этом проектная нагрузка дороги составляет 10 тысяч единиц в сутки.

Логичное решение – улучшение качества дорожного покрытия, где больше всего претензий вызывает склеивающий материал, в роли которого выступает битум, говорит помощник главы республики по дорожному хозяйству Ринат Набиев: «К битуму у нас всегда были претензии. В России нормального битума до сегодняшнего момента просто не было. К тому же требования к битуму в России немного ниже, чем в европейских странах, это касается температуры размягчения, температуры хрупкости. Сегодня речь идет о том, чтобы обеспечить эти требования, получить более качественный битум и тем самым повысить качество асфальтобетонной смеси».

Дорожное покрытие ремонтируют каждые 3-5 лет. По мнению Набиева, такой подход можно сравнить с тушением пожара бензином. В то же время вполне реально продлить срок службы покрытия в два раза, изменив состав битума.

Интересно, что сами производители битума готовы повышать качество, и есть технологии, которые можно с успехом применять, однако в этом случае продукт не будет соответствовать существующим нормативам, говорит директор ГУП «Институт нефтехимпереработки» по РБ Эльшад Теляшев: «В Башкирии сегодня идет уникальный эксперимент – сотрудничество проектировщиков, дорожных служб и производителей битума. Если соблюдать все нормы и правила, если подрядчик будет добросовестный, мы никогда не получим хороших дорог. У нас нормативы очень хорошие с точки зрения федерального законодательства, но федералы сегодня заказывают изготовление нормативов по закону о госконтрактах, и выполняют их абсолютно непрофессиональные люди. Лепят их за два-три месяца. Единственный путь – попытаться воспользоваться правом на создание регионального пакета стандартов. У нас понимание с дорожниками есть. Кто-то говорит: плохой битум. А вы нам скажите, какой нужен?».

В прошлом году свыше 90% битума произвели по старому советскому ГОСТу, около 5-6% – по проекту «Автодора», и практически ни одной тонны – по проекту национального стандарта, продолжает Теляшев: «Там есть масса невыполнимых вещей, которые отсутствуют в любом стандарте мира, например, ограничение по прочности асфальтобетона при низких температурах. Оказывается, асфальтобетон при низких температурах должен быть непрочным, иначе появятся трещины. Этот норматив препятствует использованию хороших битумов, которые сегодня есть. Все три предприятия, которые производят битум в Башкирии, могут делать продукт практически по любому нормативному документу. Все то хорошее, что происходит сегодня на дорогах, – не благодаря, а вопреки. Трасса «Белорецк-Учалы» – десять километров, которые держатся 18 лет. Это было сделано в порядке эксперимента с нарушением нормативов. Мост через Уфимку на Каменной переправе стоит уже восьмой год. Там мы использовали битумно-полимерный состав, это тоже был эксперимент. Удорожание – на 28%. Это противоречит законам, но ведь сделали!».

В итоге по поручению главы региона группа экспертов занялась разработкой регионального пакета стандартов, который будет готов к концу декабря.

Добавим, в этом году на ремонт и обслуживание дорог в Башкирии в общей сложности потратят 11 млрд 880 млн рублей.