Главная » Тема дня »

В Башкирии ограниченное количество традиционной сувенирной продукции, однако много ремесленников с уникальными работами, которые по непонятным причинам не представлены в магазинах

В Башкирии ограниченное количество традиционной сувенирной продукции, однако много ремесленников с уникальными работами, которые по непонятным причинам не представлены в магазинах

В Башкирии планируют создать общий интернет-ресурс для реализации продукции ремесленников. В дальнейшем из нее хотят сделать сувенирную отрасль и представлять в специализированных магазинах. По словам президента Ассоциации предпринимателей Башкирии Рустема Фатхуллина, одним из них станут «Башкирские пасеки».

Ремесленная отрасль сегодня сталкивается с рядом экономических проблем. К примеру, новые гостиницы готовы взять на реализацию работы мастеров, но оптом и в короткие сроки. Однако ремесленник выдать такой большой объем за ограниченное время не может. Также существует большой вопрос с госзаказами. Так, к 450-летию присоединения Башкирии к России многие мастера по заказу властей создали изделия с тематической эмблемой, но реализация этой продукции так и не началась.

Аналогичный случай произошел во время проведения ШОС и БРИКС. Компания подготовила уникальную коллекцию сказок стран, участвовавших в саммите, на языке оригинала. Тираж также не пустили в продажу. По словам председателя правления Ремесленной палаты республики Аллы Ильинцевой, после этого многие мастера настороженно относятся к госзаказам: «Грядет 2020 год. За неделю до Фольклориады начнется шум, что у нас нет сувенирной подарочной продукции. Но, слава богу, одни товарищи из администрации президента уже сказали, уже проснулись и разбудили тех людей, которые заинтересованы в этом. Мы что хотим с нашей стороны сделать? На конкурсе, который у нас прошел, «Путешествие в мир ремесел» мы старались отобрать среди этих работ те, которые потом смогли бы войти в какие-то подарочные формы организаций. Очень много обращаются и коммерческие фонды с просьбой, чтобы были подарки, отличные от того, что сейчас есть в магазинах».

Обновленный ассортимент сувенирной продукции может пополниться национальными музыкальными инструментами, например, кубызом, фигурами из войлока или дерева. К примеру, художник по росписи Ринат Юнусов создает уникальные интерактивные магниты. В ближайшее время он собирается наносить на них gif-анимацию. К продаже готовится магнит в виде юрты: если дунуть в нее, зажжется свет, также свет гаснет. В основном эту продукцию покупают иностранцы. Но объем продаваемых изделий небольшой – максимум 300 штук. Магниты мастер реализует по оптовой цене в 200-250 рублей. Обычно на заказы Юнусов тратит до двух недель: «К примеру, я нарисовал кураиста. Сначала делаешь плохо, а потом уже лучше. Не получается сразу, сходу выпустить в тираж. Даже те, что я делал несколько лет назад, и думаю: что это? С эстетикой там не очень. И переделываю».

Магнитами заинтересовались и в администрации, но так и не связалась с мастером.

Однако не всем ремесленникам рукодельный бизнес приносит прибыль. Екатерина Рублева стала заниматься скрапбукингом – изготовлением альбомов, открыток, панно из бумаги – в 2008 году. Расцвет этого направления пришелся на 2010-2013, тогда рукоделие стало приносить доход: «Открытки стоили достаточно дорого, но клиент получал достаточно хорошую вещь. В то время было много ярмарок, и заказов было очень много. Тогда мы оформляли все – бокалы, свадебные приглашения, стол молодоженов, коробочки для подарков и так далее. Это был год, когда действительно на творчестве я заработала. Заработала неплохие деньги, которые были вложены в большой семейный проект».

Материалы для скрапбукинга Екатерина Рублева заказывала за границей, но затем подобные магазины стали открываться и в Уфе. Это привело к снижению стоимости продукции и увеличению конкуренции, после чего заниматься творчеством стало невыгодно.

Сейчас в Башкирии действует много коммерческих выставочных площадок, однако мастера жалуются на то, что попасть на подобные фестивали сложно. Для того чтобы разрешить эту проблему, в торговом центре «Ультра» хотят создать постоянно действующий стенд с продукцией.