Главная » Тема дня »

Убыточность по ОСАГО продолжает увеличиваться

Убыточность по ОСАГО продолжает увеличиваться

Убыток по моторным видам страхования ОСАГО ускорил рост. По данным  Национального агентства финансовых исследований, доля моторного страхования на рынке достигла максимума за счет увеличения доли ОСАГО. Стоит отметить, что комбинированная убыточность КАСКО стабильно снижается с первого квартала прошлого года. За последние пять кварталов она сократилась со 107% до 81%. Причинами снижения выплат являются распространение страхования с франшизой, системное повышение тарифов почти всеми участниками, нарастающее на рынке использование сегментации клиентов и селекции рисков и интенсификация работы специалистов по урегулированию убытков. По результатам 2016 года вероятно дальнейшее уменьшение годовой комбинированной убыточности до 85-87%.

В Башкирии ситуация почти такая же, как и по стране, рассказывает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев: «В целом это общий тренд по КАСКО, и факторы, которые влияют, и само снижение убыточности характерны для всех регионов. По ОСАГО рост убыточности и факторы, связанные с автоюристами, тоже характерны для всех. Скорее, разница только в степени влияния и в масштабах по динамике убыточности. Есть антирекордсмены по уровню убыточности, в частности, Волгоград, несколько регионов Северо-Кавказского округа. В Башкирии ситуация чуть хуже, чем в среднем по стране, но она не критичная».

По данным Росгосстраха, в республике до 45% выплат по ОСАГО приходится на расходы по суду. Комбинированная убыточность по ОСАГО, прогнозируемая на 2016, с учетом судебных выплат и расходов по итогам года, в среднем по стране превысит 100%, в отдельных регионах она существенно выше. Структура каналов продаж в первом полугодии изменилась незначительно: ключевым каналом все также являются агенты (физические лица и индивидуальные предприниматели) – почти 40% премий.

Своим мнением о ситуации делится руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов: «Ситуация разная в разных регионах. Это зависит от активности так называемых автоюристов, которые сегодня в большинстве случаев не то чтобы отстаивают интересы граждан в спорах со страховыми компаниями, но огромное количество участников этого рынка просто зарабатывает на проблемах. Зарабатывают в той части, где граждане даже не очень понимают, что там можно что-то потребовать. Это очень сильно влияет на баланс. При этом, на мой взгляд, страховщики тоже лукавят, потому что как минимум там сложные должны быть расчеты, не просто суммы доходов и совокупных выплат. В любом случае механизм страхования работает таким образом, что продается это в одном периоде, а страховые случаи, если и наступают, то позже. Здесь должен быть сложный расчет».

Эксперты делают общий вывод: ситуация с убыточностью на рынке ОСАГО остается сложной. Прогноз по уровню убытка в этом году составляет 77-82%.

Одной из причин возможной стабилизации убыточности на рынке ОСАГО может стать уточнение порядка предоставления автомобилей, пострадавших в ДТП, на страховой осмотр (с 1 июля 2016 года согласно закону об ОСАГО). Такое нововведение может серьезно помешать мошенникам, занимающимся фальсификацией актов осмотра и искусственным завышением стоимости запчастей.