Главная » Тема дня »

У частных театров Уфы есть шанс на развитие: Минкульт России поддержит их деньгами

У частных театров Уфы есть шанс на развитие: Минкульт России поддержит их деньгами

Министерство культуры России поддержит музыкальные организации и независимые театральные коллективы. Ведомство принимает заявки на получение субсидий для реализации проектов искусства. Для частных и независимых театров Уфы это отличная возможность воплотить в жизнь свои разработки, на которые сейчас не хватает денег, поскольку, в отличие от государственных учреждений, у них нет бюджетного финансирования. Зачастую такие театры работают на чистом энтузиазме, большого заработка подобный бизнес не приносит, говорит режиссер независимого театра-клоунады De Bufo Александр Марьин: «Как мне кажется, это абсолютно нерентабельно, потому что все частные театры, которые у нас существуют, там все делается на энтузиазме и на желании: не деньги зарабатывать в первую очередь, а заниматься любимым делом. У большинства из тех, кто состоит актерами или режиссерами в частных театрах, обычно есть дополнительный источник заработка».

Помочь частным театрам могли бы меценаты, однако в Уфе это пока не получило широкого распространения. В глазах потенциальных спонсоров такие театры выглядят нерентабельными, у них маленькие площадки, а количество зрителей обычно не превышает 30-40 человек. Учреждение принесет прибыль и  владельцам, и спонсорам только в том случае, если сможет отвечать запросам массового зрителя, что идет вразрез с традиционным репертуаром независимых театров, продолжает Александр Марьин: «Частные театры не делают, например, коммерческие комедии. Очень успешны в плане бизнеса именно коммерческие комедии, которые у нас привозят в большом количестве, – антрепризы с сериальными именами. Грубо говоря, в Москве где-нибудь наберут актеров с разных театров, которые где-то засветились в сериалах, в фильмах и так далее. Их приглашают на один проект, на спектакль, они делают антрепризу, какую-нибудь комедию и с этим спектаклем едут по стране и набирают полные залы, потому что люди идут не на спектакль, а на фамилии, и таких людей, соответственно, больше. А частные театры не могут похвастаться ни фамилиями, ничем, поэтому такая ситуация».

Бизнес – это в первую очередь борьба за рынок, но не в случае частных театров: в городе их совсем мало, чтобы конкурировать. А между независимыми и государственными театрами конкуренция и вовсе невозможна, считает директор частного театра «The ТЕАТР» Алсу Галина: «Мне кажется, что конкуренции нет, потому что, по нашему опыту, к нам не приходят люди, которые ходят в государственные театры. И мне кажется, что люди, которые ходят в государственные театры, не приходят к нам, потому что репертуар государственных театров и то, что идет у нас, совершенно разный. Даже говорить о конкуренции не нужно, потому что вообще процент людей, ходящих в театры в Уфе, ничтожно мал. Будет круто, если человек будет ходить и в государственный, и в частный театр, если он вообще будет куда-нибудь ходить».

Алсу Галина приводит в пример частный «Коляда-театр» в Екатеринбурге, которому удалось привлечь массового зрителя. Несмотря на малую популярность таких учреждений, билеты там раскупаются за несколько месяцев вперед: «Зритель просто валит валом туда. И актеры получают достойнейшую заработную плату, одну из лучших в Екатеринбурге. Ездят очень часто на гастроли, что редко, например, бывает даже с обычными государственными театрами. И в Америку, и во Францию, и в Польшу у них постоянно выезды».

В отличие от больших театров независимые гораздо ближе к зрителю, посетитель может даже стать участникам представления, что немыслимо в традиционных постановках, комментирует театральный обозреватель Екатерина Романова: «У них короче спектакли, у них меньше декораций, но более интенсивное воздействие, просто потому, что помещение меньше и зрителей меньше, контакт гораздо больше. Все театры такого рода маленькие, и в этом их прелесть. В Лондоне есть так называемые «фринч-театры», которые располагаются вообще на верхнем этаже пабов: то есть внизу паб, вверху театр. Как привлечь зрителя? Ставить и играть спектакли. Я думаю, что люди придут, потому что им интересно не только чинно сидеть в ложе, в красивом зале, в парадной одежде, сложив ручки на коленочках, но и смотреть спектакль в совершенно неожиданных и неподходящих для этого местах – на улице, в пабе, на складе, на площади. Так всегда было, так всегда будет».

Самый высокий уровень показывают независимые театры в Европе, однако даже они испытывают финансовые трудности аналогично уфимским, продолжает Екатерина Романова: «Потому что у них другая специфика. Люди, конечно, ходят на большие дорогие постановки, за большие деньги, чтобы получить вот этот большой театральный опыт. А в маленький театр идут, когда хотят увидеть что-то новое, что-то неожиданное, здесь, естественно, риск, люди не готовы платить много денег. Другое дело, что в Уфе, допустим, таких театров просто пока немного, и люди еще не привыкли к тому, что такая штука вообще есть. Как только они привыкнут, поймут, что да, там можно увидеть что-то неожиданное, интересное и более свободное, я думаю, они будут ходить».

Несмотря на пока еще низкую популярность частных театров у жителей Уфы, участники рынка отмечают растущий интерес к подобным постановкам. Количество зрителей с каждым годом и от спектакля к спектаклю увеличивается.