Главная » Тема дня »

Сколько денег теряет Башкирия на неэффективных федеральных налоговых льготах?

Сколько денег теряет Башкирия на неэффективных федеральных налоговых льготах?

Для повышения доходов местных бюджетов с 2018 по 2022 годы Минфин России будет постепенно отменять неэффективные федеральные налоговые льготы и расширит применение системы «двух ключей», то есть когда региональные власти выбирают сами, оставлять ли им ту или иную преференцию. Как отмечает председатель комитета Курултая по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию Рузалия Хисматуллина, значительная часть федеральных льгот бессрочные, не являются адресными и не направлены на решение какой-либо приоритетной задачи социально-экономической политики государства.

Хисматуллина озвучила общую сумму налоговых льгот в Башкирии по итогам 2016 года (данные за 2017 пока не готовы): «Общая сумма льгот по земельному налогу составляет 204 миллиона рублей, 51,9% из этих льгот приходится на федеральные льготы. По налогу на имущество физических лиц – 312,7 миллиона рублей, 87% из них – федеральные льготы. По налогу на имущество организаций – 71,6% федеральных льгот из 3 миллиардов».

Минфин России предлагает воспринимать льготы как налоговые и неналоговые расходы. Такой подход предусматривает конечные сроки действия преференций, регулярную оценку их эффективности и целевые индикаторы. В Башкирии разработали собственную методику оценки, благодаря которой в прошлом году ряд льгот отменили, продолжает Хисматуллина: «Мы выявили неэффективные льготы, которые сегодня получает небольшое число налогоплательщиков, либо ряд налогоплательщиков не знают об этих льготах и не обращаются в налоговые органы для их получения. На федеральном уровне сегодня понимают, и регионы постоянно обращаются по этому вопросу, чтобы создать единую методику оценки эффективности налоговых льгот, чтобы были единые подходы. Потому что сегодня субъекты заключают соглашение с Минфином России и принимают на себя определенные обязательства по снижению льгот, по повышению доходной части бюджетов».

Доктор экономических наук Ильдар Зулькарнай рассматривает местные бюджеты как государственные инструменты стимулирования роста доходов, и, по его мнению, сегодняшняя бюджетная система России, наоборот, дестимулирует чиновников, поскольку зачастую дотации достигают 90% от всей доходной базы муниципальных образований: «Что такое 80-90% дотационности? Если вы глава администрации, и 90% – это дотация, а 10% – налоговые или неналоговые доходы, то какие бы угрозы сверху ни поступали, вы все равно будете думать только о том, как увеличить эту 90% дотацию, а не об увеличении налоговой базы. Ну, увеличите вы ее в полтора раза, дотационность уменьшится с 90% до 85%. То есть усилия огромные, а результат незначительный».

Специалисты отмечают, что повышать доходную базу местные бюджеты должны за счет собственных ресурсов, одним из способов является введение в хозяйственный оборот ранее неучтенных объектов. Выходящая сейчас в финальную стадию сплошная инвентаризация земельных участков Башкирии должна повысить доходы от аренды и продажи муниципального имущества на 30%.