Главная » Тема дня »

Школы Башкирии переходят на смешанное обучение: классическое в сочетании с электронным

Школы Башкирии переходят на смешанное обучение: классическое в сочетании с электронным

В школах Башкирии внедряется система электронного обучения с использованием на уроках информационных и электронных технологий и средств: компьютеры, Интернет и мультимедиа. 100% перехода на электронное образование не произойдет — в настоящее время существует определенный регламент по линии Роспотребнадзора об использовании компьютерных технологий. С учетом этих нормативов учителя комбинируют классическое и электронное образование.
Споры о том, как использовать компьютеры на уроках, ведутся уже давно. Сегодня в Башкирии при президенте работает Совет по электронному образованию. Составляется его общая концепция с использованием интересных наработок корейских коллег.

В республике на уровне министерства недавно была утверждена собственная концепция работы с электронными носителями. При этом специалисты призывают к более точному разграничению самих понятий — образование и обучение. Министр образования республики Альфис Гаязов видит будущее в совмещении классического и электронного обучения: «Можно ориентироваться и на зарубежный, и на передовой наш опыт, но надо искать, нащупывать свое тоже. В частности, мы полагаем, что на сегодня актуальным является использование очень распространенной системы, которая носит название blended learning — смешанное обучение. Есть классическое, традиционное образование, идущее через бумажные носители. В то же время, в этом же классе имеется очень много техники, которую можно использовать. Обе эти части должны совмещаться и рационально использоваться. И мы всех учителей ориентируем именно в этом направлении».

Сегодня общее количество учащихся в школах составляет 465 тысяч. На 8 учеников приходится один компьютер. Три года назад соотношение было 1 к 17, а через три года составит 1 к 5. Этого удастся достичь за счет денег, выделяемых на процесс модернизации системы общего образования из федерального и республиканского бюджетов. В 2011-2012 годах было создано 840 компьютерных классов. По существующим федеральным образовательным стандартам, компьютерный класс предполагает наличие от 6 до 12 компьютеров в кабинете.

Кроме того, в прошлом году 18 тысяч ноутбуков распределили между начальными классами и учителями, которые работают по новым образовательным стандартам и в сфере компьютерных технологий, а также были организованы институты переподготовки учителей, через которые прошло 88% работников образовательной сферы. О том, что на сегодня сделано в России в сфере e-learning, рассказывает заведующая сектором информатизации образования минобразования республики Гульсем Кутлова: «Электронные образовательные ресурсы на федеральном уровне разрабатывались с 2000-х годов. Они созданы федеральным порталом цифровых образовательных ресурсов и электронным порталом образовательных ресурсов. Там так и написано: выбираете класс, предмет — и вам рекомендуется электронный образовательный ресурс. Когда люди говорят об электронном образовании, они имеют в виду электронные учебники, а мы говорим об электронных образовательных ресурсах и дистанционных образовательных технологиях, технологическом развитии или компьютерных сетях. Внедрение федеральных государственных стандартов распространилось на начальную школу. 10 лет назад это было среднее и старшее звено. В последнее время происходит вовлечение в этот процесс и начальной школы».

В 2012 году на модернизацию образования за счет федеральных средств в республике было направлено более 2,5 млрд рублей, которые пошли не только на приобретение оборудования. 25% этой суммы было потрачено на ремонт школ, порядка 20% — на программу, связанную с энергоаудитом. Значительная часть средств была потрачена на приобретение столового и спортивного оборудования, на информационную технику — создание интерактивных и компьютерных классов — примерно пятая часть всех средств, 800 млн рублей.

14 ноября 2013