Главная » Тема дня »

Сертификат «Халяль» может стать дополнительным преимуществом при выходе на внешние рынки. Что мешает им воспользоваться?

Сертификат «Халяль» может стать дополнительным преимуществом при выходе на внешние рынки. Что мешает им воспользоваться?

У производителей Башкирии, которые хотят экспортировать продукцию с маркировкой «Халяль» в зарубежные страны, возникают сложности с документами, говорит заместитель министра сельского хозяйства республики Юрий Лысов: «К сожалению, не так много у нас производителей, кто занимается производством продукции по этому стандарту. И столкнулись мы еще с такой проблемой, что попытка организовать отгрузку продукции за пределы Российской Федерации не имела успеха. Связано это с тем, что мы не можем иметь того документа международного образца, который признают страны за пределами Российской Федерации. Поэтому хотелось бы, чтобы у нас здесь, в республике, данные документы изготавливались, и предприятия могли сертифицироваться по этому стандарту, и чтобы другие страны мира могли эти документы получать и признавать».

Почему это происходит, объясняет советник президента Торгово-промышленной палаты Башкирии по халяль-индустрии Тимур Шангареев: «Здесь надо понимать одну простую вещь – сертификация «Халяль» ни в одной стране мира не является государственным приоритетом. То есть это везде на уровне общественных объединений. И есть за границей в том числе признанные уже структуры, которые частично находятся при государственных структурах как дополнительные какие-то общественные объединения и так далее. Частично это просто такие чуть ли не коммерческие организации, сертификат которых признают в каких-то странах, например, в Турции есть два сертифицирующих органа, в Эмиратах их несколько, в Малайзии, Саудовской Аравии. Здесь вопрос о признании нашего сертификата встает именно в сотрудничестве с этими организациями. Мы эту работу ведем, и, я думаю, при желании вывода продукции на экспорт как халяльной никаких проблем не возникнет в плане подтверждения за рубежом. Если действительно все нормы будут выполнены, здесь никаких сложностей я не вижу. Единственное, может быть, часть документации перевести на английский, арабский язык, в этом мы будем оказывать помощь всяческую».

В России хотят ввести государственное регулирование в сфере добровольной сертификации, говорит первый заместитель председателя государственного комитета по торговле Нияз Фазылов: «В Российской Федерации сейчас нет единого федерального стандарта или единых требований с точки зрения добровольной маркировки продукции. Более месяца назад Минпромторг вышел с такой инициативой, что теперь в России единым центром по стандартизации, сертификации и маркировке будет Росстандарт, этот вопрос прорабатывается на законодательном уровне. И все подразделения – у нас это центр стандартизации и метрологии – будут уполномоченным органом по аккредитации, наподобие закона о лицензировании».

Как отметил Нияз Фазылов, профильные ведомства признают, что наличие сертификата «Халяль» упрощает доступ продукции на некоторые внешние рынки: «Просто в качестве примера: приказ Минсельхоза России от 19.10.2017 № 524 «Об утверждении программ продвижения и увеличения объемов экспорта отдельных видов продукции агропромышленного комплекса, в том числе продукции микро-, малых и средних предприятий АПК». Здесь если посмотреть программу развития экспорта птицеводства, одним из пунктов является организация сертификационного халяль-центра. То есть мы говорим о том, что рынок добровольной сертификации открытый, и компании, которые занимаются сертификацией любой и маркировкой, действительно присутствуют. Вопрос в единообразии стилей и нормативном регулировании этого всего: кто, скажем, более компетентен или менее компетентен, какая маркировка позволит увеличить объем продаж».

Госкомитет по торговле Башкирии совместно с сертификационным центром «Халяль», который действует при Торгово-промышленной палате республики, планирует провести исследование, чтобы выяснить, как влияет наличие маркировки на объемы продаж.