Главная » Тема дня »

Салават Юлаев без купюр, или Нуждается ли Уфа в продвижении?

Салават Юлаев без купюр, или Нуждается ли Уфа в продвижении?

В России впервые прошло народное голосование за символы страны, которые появятся на новых банкнотах достоинством 200 и 2 000 рублей. Отбор проходил в три этапа. На первом Уфа с памятником Салавату Юлаеву набрала необходимый порог в 5 тысяч голосов в течение суток с момента старта голосования. На втором этапе отбор продолжил фонд «Общественное мнение» путем проведения общероссийского опроса, в ходе которого изучали предпочтения 6 тысяч граждан. По итогам этого этапа из прошедших в него 49 претендентов должно было остаться 10.

В эту десятку Уфа уже не попала. В чем причина? Может ли это косвенным образом свидетельствовать о недостаточной узнаваемости столицы Башкирии среди россиян, или, возможно, не хватило активности самих жителей города и республики? Радиостанция Business FM Уфа опросила экспертов, для которых имидж и узнаваемость Уфы являются важными компонентами в работе.

Исполнительный директор «Фонда развития городских проектов» Виталий Пилипчук не считает выпадение Уфы из числа претендентов проигрышем, поскольку у соперников были достаточно серьезные концепции, например, кампания «Владивосток 2000»: «Ответов может быть множество. Но здесь мы переходим ко второй стороне вопроса, когда презентуется город, так или иначе есть определенный ассоциативный ряд, почему тот или иной город должен присутствовать на каких-то символах. И, к сожалению, здесь мы возвращаемся к стратегии продвижения региона, к тому, какая у нас бренд-платформа, что же мы есть такое для внешнего мира, для России, для самих уфимцев и жителей республики. Здесь ответов нет, на эту тему много копий было сломано. Возможно, повторюсь, символы Уфы – это не есть бренд Уфы».

Мнение начальника аналитического департамента автономной некоммерческой организации «Офис-группа Башкортостан» Екатерины Телиной: «У нас нет на данный момент самого главного – мы сами не понимаем, как и что хотим о себе сами сказать всему миру. Почему, например, за нас не голосовали по той же купюре со всего мира? А как весь мир будет за нас голосовать, если мы сами не несем сигнал миру – наполненный, смысловой сигнал? Если мы говорим о  бренде или образе Уфы, который сформировался на данный момент, здесь возникают некоторые сложности, потому что четкого ответа на вопрос «Уфа – это…» я не встречала. Раз у нас нет ответа на сформулированный вопрос, мы не знаем, как дальше быть. Первая задача – определиться, чего мы хотим и кто мы. Вторая задача уже легче: как мы собираемся это продвигать, коммуникационные каналы просчитываются в зависимости от целевой аудитории. Все это реально, но не менее 3-5 лет должно пройти в любом случае».

О самопрезентации города говорили уже не раз. Так, например, на одном из форумов «UrbanБайрам» в 2013 году специалист по брендингу из Барселоны Хуан Карлос Беллозо задал вопрос: «А спросили ли вы у жителей, с чем у них ассоциируется этот город? Какая целевая аудитория у бренда Уфы?». Ответа на него до сих пор не появилось, продолжает Екатерина Телина: «Нужна политическая воля для того, чтобы, во-первых, попытаться провести исследования и всегда опираться не только на собственные домыслы и изыскания, но и на общественное мнение, потому что общественное мнение – это точка зрения большинства. С одной стороны, общественное мнение не всегда тождественно реальному положению дел или истине. Тем не менее, бренд не может состояться как бренд, если его не разделяет большинство. А у нас как «лебедь, рак и щука»: мы то одно, то второе думаем о нашем городе. Я человек, влюбленный в Уфу, и мне хочется, чтобы Уфа звучала, но вот что должно звучать – это вопрос открытый. Это большая, серьезная системная работа, которая, если выстроить ее правильно, грамотно, может привести к тому, что, допустим, через пять лет о городе будут знать все в России. Но пока мы не можем определиться с тем, что мы хотим, чтобы о нас знали».

О необходимости профессионального похода к продвижению бренда Уфы говорит и Виталий Пилипчук: «Я считаю, что вопрос не в неактивности наших горожан, а в том, что какая-то мобилизационная сила должна быть, и это должно опираться на определенные установки, которые заложены в программе территориального развития, или иные смежные задачи, связанные с брендом. Потому что брендинг территории – это решение конкретных задач, связанных с хозяйствующими субъектами. Мы можем говорить об экономике, человеческом капитале, о чем угодно – это вполне конкретные числовые показатели, которых нужно и можно добиваться, используя массовые коммуникации».

В качестве успешного опыта можно назвать кампании по продвижению Уфы в рамках саммитов ШОС и БРИКС, раскручивание событийного потенциала города или позиционирование столицы Башкирии как конгрессного центра. Однако эти мероприятия изначально нацелены на решение конкретных задач.

На июльской пресс-конференции бизнес-школы «Сколково» в Уфе спикерам задали вопрос: «Повысилась ли узнаваемость Башкирии и ее столицы в связи с взятым курсом на открытость и проведенными саммитами?». Ответ руководителя ассоциации менторов «Сколково» Михаила Хомича: «Во-первых, есть «Салават Юлаев». Я не большой фанат хоккея, но даже я знаю про эту команду. Во-вторых, есть Юрий Шевчук. А вообще, если серьезно, то про саммиты, конечно, все были в курсе. И курс на открытость – это правильный курс. Но я больше слышу про Дальний Восток, про Крым, не могу сказать, что стал больше слышать про Башкортостан. Извините, не могу вас порадовать».

Его ответ поддержали и другие спикеры, приводя в пример Новосибирск, Екатеринбург и Казань. К слову, теперь на новых купюрах появятся изображения Дальнего Востока и Севастополя. Какой из двух победителей будет изображен на банкноте номиналом в 200 рублей, а какой – в 2 000, определит Совет директоров Банка России. Банкноты появятся в обращении уже в следующем году.