Кроме оформления полиса ОСАГО в офисе страховой компании существует возможность оформления электронного полиса через интернет. Продажи электронных полисов идут весьма активно: всего по России на сегодня продано более 173 тысяч. Башкирия находится в пятерке лидеров – реализовано порядка 8 тысяч электронных полисов ОСАГО. При таких продажах страховщику достаточно сложно навязать дополнительные услуги, поскольку все делается автоматически, и даже если такое предложение поступит, можно просто не выбирать этот пункт.
Если полис автогражданки оформлен с дополнительными условиями, которые клиент считает навязанными, он имеет право в течение пяти рабочих дней отказаться от ненужного страхования. Для этого нужно обратиться непосредственно в офис страховщика с заявлением о расторжении договора или направить такое заявление почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Также необходимо приложить оригинал договора добровольного страхования и платежные реквизиты. Комментирует начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов: «В целом количество таких обращений в Российский союз автостраховщиков достаточно низкое. Много жалоб на неправильно примененный коэффициент бонус-малус. Это связано с тем, что дважды повышались тарифы – в октябре 2014 и в апреле 2015 года. Стоимость полиса ОСАГО возросла, и если раньше страхователи просто не замечали, уменьшилась или увеличилась страховая премия, теперь они стали это замечать. Естественно, хотят снизить размер премий, тем более в условиях кризиса, в том числе путем корректировки коэффициента бонус-малус. Это ситуация абсолютно равномерная во всех субъектах России».
У каждого гражданина есть право обратиться в суд, правоохранительные и надзорные органы в случае, если ему отказали в оформлении ОСАГО либо навязали другие виды страхования при покупке полиса. Жалобу на страховщика и имеющиеся доказательства нарушения страхового законодательства можно направить в Банк России и отделение Нацбанка республики, говорит представитель пресс-службы Национального банка Башкирии Гульназ Абузарова: «Важно помнить, что для обращения в Банк России по нарушениям требуется зафиксировать доказательства неправомерных действий страховой организации, будь то отказ или уклонение от заключения договора ОСАГО, или навязывание дополнительных услуг, что можно сделать, в частности, с помощью аудио- или видеоустройств. Нелишним также будет привлечение свидетелей. Доказательством может являться и уведомление о вручении заявления установленной формы о заключении договора страхования, направленного на почтовый адрес страховой организации».
Жители республики также могут направить обращения и жалобы в прокуратуру Башкирии и ее районные подразделения, которые на основе сбора и обработки доказательств могут возбудить административное дело и направить его для рассмотрения в Банк России. Кроме того, можно письменно обратиться в Российский союз автостраховщиков или получить на сайте дополнительную информацию об ОСАГО.