Главная » Тема дня »

Потребители республики начали использовать закон о защите своих прав в целях обогащения

Потребители республики начали использовать закон о защите своих прав в целях обогащения

На заседании комиссии по предпринимательству Общественной палаты республики обсудили злоупотребление законом «О защите прав потребителей»: как выяснилось, в последнее время участились случаи сговора между потребителями и обществами по защите их прав с целью наживы на продавцах товаров. Продолжает председатель башкирского регионального отделения «Опора России» Денис Мусин: «К нам поступают сигналы от предпринимателей, которые сталкиваются с так называемым потребительским экстремизмом. Недобросовестные потребители, покупая определенные вещи, пользуясь ими под разными предлогами, иногда специально сдают их и через суд взыскивают с предпринимателей всевозможные неустойки и штрафы. К сожалению, судебная практика у нас сложилась такая, что сумма штрафов иногда превышает стоимость самого товара».

Исполнительный директор башкирского регионального отделения «Опора России» Тимур Лукманов рассказал о случае в Стерлитамаке, когда в отношении предпринимателя, торгующего обувью, в течение месяца было подано сразу 5 исков, несмотря на то, что бизнесмен, по его же словам, всегда принимает товар при наличии брака. Любопытно, что потребители даже не пытались обращаться к продавцу с целью замены покупки или возврата денег. А предпринимателя, который торгует мебелью, суд обязал выплатить сумму, в несколько раз превышающую стоимость товаров: «Верховный суд Башкирии удовлетворил иск выплаты 400 тысяч рублей за диван, проданный 5 лет назад за 125 тысяч рублей. В том числе, предпринимателю вменяется уплатить моральную компенсацию за «потерю упругости кожи на диване» в размере 125 тысяч рублей. Решение суда смешно читать, когда у нас за смерть виновникам аварий вменяют компенсацию в размере 60-100 тысяч рублей семье погибшего».

Потребителю сегодня легче защитить свои права, чем продавцу товара или слуги, говорит уполномоченный по правам предпринимателей в республике Рафаиль Гибадуллин: «Практически сегодня закон защищает, в первую очередь, потребителя, потому что каждый человек имеет право вернуть некачественную купленную вещь, а продавец обязан гарантировать качество при продаже. А с точки зрения защиты продавца или предпринимателя – сложнее, поскольку у него единственная возможность защитить свои права – это предъявить претензии к поставщику».

Преподаватель кафедры маркетинга и рекламы БашГу Ляля Габдуллина считает, что предприниматель в ответ на агрессию со стороны покупателей должен также активно защищать свои права: «У предпринимателей есть вполне законные ресурсы, чтобы отстаивать свою позицию. Предприниматели могут потребовать проведения независимой экспертизы, подать встречный иск в суды высшей инстанции или отклонить судью, но это уже юридические тонкости. Почему предприниматель не защищал свои права? Возможно, у него не так много средств на юристов и экспертов».

Ляля Габдуллина отметила, что часто бизнесмены, открывая дело, забывают о юридических рисках и обращаются к адвокатам только после инцидента.